Храм вмч. Георгия Победоносца
в Мытищах
на территории воинской части

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Сергиево-Посадская епархия
Мытищинское благочиние

Совесть

Совесть
Автор текста:
Черняев А.В.
Текст читает:
Леонид Кулагин, Эдуард Марцевич
Истомил меня жизни безрадостный сон,
Ненавистна мне память былого,
Я в прошедшем моем, как в тюрьме, заключен
Под надзором тюремщика злого.
Захочу ли уйти, захочу ли шагнуть, –
Роковая стена не пускает,
Лишь оковы звучат, да сжимается грудь,
Да бессонная совесть терзает…[1]

Эти поэтические строки XIX века позволяют ощутить, какую власть над человеком имела совесть в сравнительно недавние времена. Причем власть не только над слабыми и «тонкими» натурами, но и над «сильными мира», которых никогда не страшил никто и ничто, кроме как

…Когтистый зверь, скребущий сердце, – совесть,
Незваный гость, докучный собеседник,
Заимодавец грубый; эта ведьма,
От коей меркнет месяц и могилы
Смущаются и мертвых высылают![2]

Конечно, платить дань этому суровому «гостю» нравилось не всем, и человек приложил немало усилий, дабы отгородиться от голоса совести. Тщательно замуровал ее в самых глубоких «подвалах» своей души, да еще приставил стражу из удобных психологических теорий и методов самоуспокоения. Мало того: человек погрузился в безумную спешку и суету, окружил себя глухой стеной образов и звуков из телевизора и компьютера, непрестанной болтовни по телефону и в пустых компаниях. Лишь бы только не оказаться наедине с собой, не обратить взор в собственную душу и не встретиться в ее мрачных лабиринтах со своим несговорчивым судьей…

Однако в итоге человек обхитрил самого себя: в расчете сделать жизнь более легкой и приятной он столкнулся с тем, что бессовестная жизнь в принципе несовместима с понятием «качества жизни». Ибо, как пишет философ Иван Ильин, «совесть есть живая и цельная воля к совершенному; поэтому там, где отмирает эта воля, качественность становится безразличной для человека и начинает уходить из жизни; все начинает делаться “недобросовестно”, все снижается, обесценивается: от научного исследования до фабричного продукта, от преподавания в школе до ухода за скотом, от канцелярии чиновника до уборки улиц… Там, где совесть вытравляется из жизни, ослабевает чувство долга, гаснет чувство верности, исчезает из жизни начало служения; повсюду воцаряется продажность, взяточничество, измена; все превращается в бесстыдное торжище, и жизнь становится невозможной».

Ведь совесть – не просто наш строгий судья, это прежде всего верный хранитель человеческой подлинности в каждом человеке и во всей культуре, с самых древнейших времен. О сокровенных «обличениях сердца» свидетельствуют ветхозаветные книги; о предостережениях со стороны своего внутреннего голоса говорили Сократ и другие античные философы. В эпоху Нового Завета значение совести несказанно возвысилось, ибо теперь, по словам апостола Павла, уже не внешний по отношению к человеку Закон, но вселившийся в сердце Дух Святой открывает нам знание истины.

Как совершается в человеке таинственный совестный акт, проникновенно описал Иван Ильин: «Человек чувствует, как эта сила схватила его, потрясла, опалила, и вот гонит его как бы неким духовным, необоримым ветром к такому‑то нравственному поступку или образу действий… прямо бросает его в этот поступок. И в этот единственно возможный поступок свой он вкладывает целиком всю свою душу, он как бы до краев наполняет этот поступок своим присутствием в нем. Кто переживал такие состояния, тот знает, что здесь нет также ни “долга”, ни “обязанности”. Ибо долг как бы исчез в праведном и целостном волении, он переплавился в доброй воле. Все утонуло во вдохновенном порыве – свободы и любви… Совестный акт создает в человеке как бы алтарь его жизни, место его одиноких молитв и благих решений. Самое воззвание к совести, этот вопрошающий стук у двери ее, сам по себе не что иное, как особый вид молитвы, а совесть есть сама внутренняя сила Божия в нас, которая открывается нам как наше собственное глубочайшее существо».

Ярким примером такого молитвенного вопрошания совести может служить эпизод из жизни митрополита Вениамина (Федченкова), который в 1927 г. не знал, как поступить: сохранить верность Московскому патриархату или покинуть его, подобно многим из эмигрантского духовенства. Понимая, что при судьбоносных решениях нельзя доверяться лишь предвзятым доводам житейского рассудка, владыка Вениамин всецело положился на голос совести, и чтобы услышать его в чистоте и очевидности, сначала исполнил молитвенный подвиг – отслужил 40 литургий.

У каждого человека хоть однажды бывает ситуация, связанная с жизненно важным выбором, и от того, как человек откликался на голос совести, зависит очень и очень многое в его судьбе. Достоин сожаления тот, кто пытался вести со своей совестью нечестную игру. Даже если явный голос совести заглушен, она все равно пробьется в неожиданных жизненных «срывах» или болезнях, в приступах безотчетной тревоги или просто в мучительном ощущении неудачной, растраченной впустую жизни. Вот что пишет о парадоксальных законах совести психолог Эрих Фромм: «Зачастую единственным состоянием, в котором человеку удается не заглушить свою совесть, оказывается сон; но трагедия в том, что когда мы слышим, что наша совесть говорит нам во сне, мы не в состоянии действовать, и наоборот. Чем плодотворнее человек живет, тем сильнее его совесть и тем больше она, в свою очередь, содействует плодотворности». Парадоксальность и трагизм ситуации человека в том, что его совесть слабее всего именно тогда, когда он больше всего нуждается в ней.

Тихо летят паутинные нити.
Солнце горит на оконном стекле.
Что‑то я делал не так; извините:
жил я впервые на этой земле.
 
Я ее только теперь ощущаю.
К ней припадаю. И ею клянусь…
И по‑другому прожить обещаю.
Если вернусь… Но ведь я не вернусь[3].

 

[1] Апухтин А. «Истомил меня жизни безрадостный сон…».

[2] Пушкин А. Скупой рыцарь.

[3] Рождественский Р. «Тихо летят паутинные нити…».


Слушать аудиопередачу «Совесть»