Храм вмч. Георгия Победоносца
в Мытищах
на территории воинской части

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Сергиево-Посадская епархия
Мытищинское благочиние

Мир

Мир
Автор текста:
Черняев А.В.
Текст читает:
Леонид Кулагин

«Мы живем в наилучшем из всех возможных миров», – сказал на заре Нового времени Готфрид Лейбниц, и эта оптимистическая гипотеза ученого‑философа отразила если не саму истину, то, по крайней мере, всеобщее умонастроение наступавшей эпохи. Однако звериный оскал XX века с его мировыми войнами, газовыми камерами, атомной бомбой, массовым насилием и всеми злодеяниями, на фоне которых меркнут самые мрачные страницы древней истории, поневоле заставил усомниться в благостности окружающего нас мироустройства…

Словно вступая в спор с благодушными оптимистами прошлого и настоящего, философы и писатели, художники и поэты современности в один голос свидетельствуют о неизбывных жизненных страданиях, о трагической «затерянности» человека в этом мире:

Мир – превосходное место, чтобы родиться в нем,
Если вы не против, чтобы счастье было безоблачным не
всегда;
Если вы не против, чтобы он обернулся адом иногда,
Именно когда все прекрасно, ведь даже в раю не поют
все время.
Мир – превосходное место, чтобы родиться в нем,
Если вы не против, чтобы люди умирали все время
Или только голодали какое‑то время,
Ведь это не так ужасно, раз это не вы…
Если вы не очень против пары пустых голов над вами,
Или бомбы в лицо, когда вы любуетесь небесами…
Да, мир – наилучшее место для многих вещей,
И чтобы смеяться, и чтобы любить, и чтобы грустить…
И просто вообще «жить», –
Да, но тогда в самом разгаре появляется улыбающийся
гробовщик[1].

Откуда весь этот скорбный разлад, если мир – это Божественное творение благого и премудрого Создателя? Разрешить этот парадокс можно лишь путем отделения христианского понимания мира от языческих напластований, по‑прежнему сохраняющих тайную власть над нашим сознанием. Согласно языческой мифологии, мир зарождается вместе с богами, он божествен и вечен, как сами бессмертные боги. В таком мире не происходит ничего, кроме вечного круговорота по одному и тому же сценарию, где неразрывно переплетены и явления природы, и судьба человека, и взаимоотношения самих богов. Венера будет вечно изменять Гефесту, Сизиф – втаскивать на гору свой камень, а Эдипу суждено бесконечно ломать голову над загадкой Сфинкса: кошмар «вечного возвращения»…

Совсем иное – в библейском понимании вселенной, где рассказ о творении «из ничего» являет всю глубину пропасти между предвечным Богом и сотворенным по Божественной воле миром. Господь создал мир добрым и прекрасным, но дальнейшая его судьба открыта, ибо вручена человеку. Венец всего творения и носитель божественного образа и подобия, он призван владычествовать в мире. Возделывать его и хранить, т. е. творчески продолжать Божественный замысел о мире.

Горит звезда, дрожит эфир,
Таится ночь в пролете арок.
Как не любить весь этот мир,
Невероятный Твой подарок?
 
Ты дал мне пять неверных чувств,
Ты дал мне время и пространство,
Играет в мареве искусств
Моей души непостоянство.
 
И я творю из ничего
Твои моря, пустыни, горы,
Всю славу солнца Твоего,
Так ослепляющего взоры»[2].

Чем станет мир: цветущим райским садом или воплощением ада – зависит теперь от человеческого выбора. В христианской картине мира у человека тоже есть некая обреченность. Это бремя щедро наделенной от Бога свободы, это неотменяемое призвание самостоятельно продолжать творчество в мире. «Этот мир придуман не нами, этот мир придуман не мной» – в словах популярной песенки роковая ошибка, все обстоит ровным счетом наоборот. Что мы выберем, что сделаем, что принесем в свою жизнь – таким и будет наш мир, мы выбираем и изобретаем его сами. Мир, который мы встречаем, создан такими же людьми, как мы, сложен из их представлений и предпочтений, из их воли, из причудливых взаимодействий разных воль. Пока существует мир, он – не застывшая окаменелость, а живая импровизация, коллективная симфония человечества, в которой должен быть слышен голос каждого.

Сегодня многие представляют себе мир как нечто среднее между супермаркетом и Диснейлендом, как будто мир создан, чтобы только угождать любым нашим прихотям и быть площадкой для веселых игрищ. Эта безответственная, потребительская психология приучает воспринимать мир Божий не как наш общий родной дом, а как случайное пристанище, где можно наплевать на все, лишь бы заполучить свою долю сиюминутных удовольствий. В результате человек не просто отчуждается от мира: разбазаривая, разрушая мир, он прежде всего разрушает самого себя.

Если, вступая в мир, мы малодушно покоряемся власти «мироправителей тьмы века сего», по выражению апостола Павла, значит, мы выбрали рабскую, погибельную участь. Если мы не прилагаем всех наших сил, чтобы творить дела истины, добра и красоты, чтобы противостоять злу, безобразию и лжи – мы отрекаемся от божественного предназначения человека в мире… «Все так живут, так устроен мир, бесполезно быть “белой вороной”», – рассуждаем мы, оправдывая свой страх. Но Христос призывает к другому: «Не бойтесь, ибо Я победил мир»…

Весь мир проверь своею мыслью строгой –
Проверь свои поступки и дела.
Смотри, чтоб жизнь, как нищенка убогая,
Бесцельно и никчемно не прошла.
 
Твой сад объят осеннею тревогою –
Мрачнеет небо, тяжелеет мгла.
Но в вышине, твой взор лучами трогая,
Горит звезда, призывна и светла.
 
Пусть мир – велик, ты должен сделать многое,
Чего создать природа не смогла.
Ведет к мечте, ведет крутой дорогою
Твой разум, раскаленный добела![3].

 

[1] Ферлигетти Л. «Мир – превосходное место…».

[2] Ходасевич В. «Горит звезда, дрожит эфир…».

[3] Икбал М. «Весь мир проверь своею мыслью строгой…».

Слушать аудиопередачу «Мир»