Мир
«Мы живем в наилучшем из всех возможных миров», – сказал на заре Нового времени Готфрид Лейбниц, и эта оптимистическая гипотеза ученого‑философа отразила если не саму истину, то, по крайней мере, всеобщее умонастроение наступавшей эпохи. Однако звериный оскал XX века с его мировыми войнами, газовыми камерами, атомной бомбой, массовым насилием и всеми злодеяниями, на фоне которых меркнут самые мрачные страницы древней истории, поневоле заставил усомниться в благостности окружающего нас мироустройства…
Словно вступая в спор с благодушными оптимистами прошлого и настоящего, философы и писатели, художники и поэты современности в один голос свидетельствуют о неизбывных жизненных страданиях, о трагической «затерянности» человека в этом мире:
Откуда весь этот скорбный разлад, если мир – это Божественное творение благого и премудрого Создателя? Разрешить этот парадокс можно лишь путем отделения христианского понимания мира от языческих напластований, по‑прежнему сохраняющих тайную власть над нашим сознанием. Согласно языческой мифологии, мир зарождается вместе с богами, он божествен и вечен, как сами бессмертные боги. В таком мире не происходит ничего, кроме вечного круговорота по одному и тому же сценарию, где неразрывно переплетены и явления природы, и судьба человека, и взаимоотношения самих богов. Венера будет вечно изменять Гефесту, Сизиф – втаскивать на гору свой камень, а Эдипу суждено бесконечно ломать голову над загадкой Сфинкса: кошмар «вечного возвращения»…
Совсем иное – в библейском понимании вселенной, где рассказ о творении «из ничего» являет всю глубину пропасти между предвечным Богом и сотворенным по Божественной воле миром. Господь создал мир добрым и прекрасным, но дальнейшая его судьба открыта, ибо вручена человеку. Венец всего творения и носитель божественного образа и подобия, он призван владычествовать в мире. Возделывать его и хранить, т. е. творчески продолжать Божественный замысел о мире.
Чем станет мир: цветущим райским садом или воплощением ада – зависит теперь от человеческого выбора. В христианской картине мира у человека тоже есть некая обреченность. Это бремя щедро наделенной от Бога свободы, это неотменяемое призвание самостоятельно продолжать творчество в мире. «Этот мир придуман не нами, этот мир придуман не мной» – в словах популярной песенки роковая ошибка, все обстоит ровным счетом наоборот. Что мы выберем, что сделаем, что принесем в свою жизнь – таким и будет наш мир, мы выбираем и изобретаем его сами. Мир, который мы встречаем, создан такими же людьми, как мы, сложен из их представлений и предпочтений, из их воли, из причудливых взаимодействий разных воль. Пока существует мир, он – не застывшая окаменелость, а живая импровизация, коллективная симфония человечества, в которой должен быть слышен голос каждого.
Сегодня многие представляют себе мир как нечто среднее между супермаркетом и Диснейлендом, как будто мир создан, чтобы только угождать любым нашим прихотям и быть площадкой для веселых игрищ. Эта безответственная, потребительская психология приучает воспринимать мир Божий не как наш общий родной дом, а как случайное пристанище, где можно наплевать на все, лишь бы заполучить свою долю сиюминутных удовольствий. В результате человек не просто отчуждается от мира: разбазаривая, разрушая мир, он прежде всего разрушает самого себя.
Если, вступая в мир, мы малодушно покоряемся власти «мироправителей тьмы века сего», по выражению апостола Павла, значит, мы выбрали рабскую, погибельную участь. Если мы не прилагаем всех наших сил, чтобы творить дела истины, добра и красоты, чтобы противостоять злу, безобразию и лжи – мы отрекаемся от божественного предназначения человека в мире… «Все так живут, так устроен мир, бесполезно быть “белой вороной”», – рассуждаем мы, оправдывая свой страх. Но Христос призывает к другому: «Не бойтесь, ибо Я победил мир»…
[1] Ферлигетти Л. «Мир – превосходное место…».
[2] Ходасевич В. «Горит звезда, дрожит эфир…».
[3] Икбал М. «Весь мир проверь своею мыслью строгой…».
Слушать аудиопередачу «Мир»