Храм вмч. Георгия Победоносца
в Мытищах
на территории воинской части

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Сергиево-Посадская епархия
Мытищинское благочиние

Труд

Труд
Автор текста:
Протоиерей Павел Великанов
Текст читает:
Леонид Кулагин

Да, трудиться можно по‑разному. Один изо дня в день на работе спину гнет, чтобы копеечку заработать, семью прокормить. Дал Бог день – даст и пищу. Нет, ну так он, конечно, далеко не уедет. Так и будет до гробовой доски лямку тянуть, еле сводя концы с концами. Но это кому как нравится. А другому охота по острию биржевого ножа ходить: или пан, или пропал, правда, можно и миллиончик себе на счет положить. Зато азарта сколько, кровь в жилах кипит, давление скачет! Страсть, да и только!

– Нет, ну какая же это работа? Это, скорее, развлечение, игры для взрослых. С такими игрушками и с жизнью расстаться недолго. А кто не работает, тот да не ест. Это еще апостол Павел сказал.

– Ну, знаешь ли, а кто сказал, что играть на бирже – это не труд? Воды‑то много утекло с той апостольской поры, сейчас столько работ, каких раньше и придумать нельзя было! Вот, например, профессия такая тяжелая есть, интересная, журналистская. Сидит труженик за монитором, всякую грязь людскую выискивает, выуживает из канализационной интернет‑трубы, а потом смакует на газетных страницах. Глазки болят, пальчики деревенеют от усталости – так ведь охота пуще неволи! Тяжелый труд, вредное производство! Не всякий выдержит! Что, тоже не труд?

– Труд‑то всякий бывает, и бестолковый, да и просто вредоносный. Может, ему за лопату взяться, так и на человека стал бы похож? А то затеряется совсем в виртуальных джунглях, совсем связь с жизнью потеряет?

– А если он, как я, труженик самозабвенный?! Может, для него его работа – и ястие, и питие, да и десерт впридачу. Что – семья? Крутитесь, милые, как хотите: зарплату отдал, я на работе. Нет меня, абонент временно недоступен. Ребенок, ты в каком классе? Уже на втором курсе? Когда успел, смотри‑ка! Молодчина! Ну, давай, пятерки получай! Что‑о‑о‑о? Нет, сами разбирайтесь, мне на работу пора. Целую, милая, прощай.

– Так это уже бегство получается, а не работа. Не знаю, но если цель работы – убежать от семьи и проблем, что‑то в корне неправильно в жизни.

– Ну это ты напрасно так! Нет, работать – это хорошо. Особенно когда получается. Чувствуешь себя творцом собственной судьбы, а не тварью дрожащей. И тогда хочется еще, и еще, и еще. Ну и что, что глаза закрываются, губы посинели и колени подкашиваются. А мы вот так, на износ, себя не жалеючи. Всем тунеядцам и лентяям в укор, нате, смотрите, что значит – Труженик!

Но мне, честно говоря, больше нравится, когда ничего не получается, все наперекор идет. Вот тут‑то мы и подпояшемся крепенько, рукава засучим – и ринемся напролом, сквозь бурю и тьму, к поставленной цели. Ну и что, что промашка вышла, не к той цели рванули в запале, зато сколько отваги, кровь играет, душа горит, люди дивятся, говорят: «Этому все нипочем!»

– Это в тебе, сударь, гордынька играет, себя показать хочется, перед всем миром свой павлиний хвост распустить. А зачем? К чему все это? Да сколько их было в недавнюю пору – догоним, перегоним, пятилетку за три года? И что в итоге? Так и остались с худым корытом да злобой на заокеанскую золотую рыбку, что хвостом перед глазами вертела!

– Так что, по‑твоему, лучше, как Иван‑дурак, на печи сидеть? Или что, взять, все бросить, остановиться – глазки к небу, горе – и молиться, и вопить гласом велиим: «Изми мя, Боже, от суеты человеческой?!» Так это же так нудно, все одно и то же, никакой динамики, никакого драйва – только «подай» да «помилуй»! Да сколько же можно, в конце концов! А кто же работать будет? Человечество вперед, к сияющим вершинам светлого будущего, кто двигать будет? Вот именно, безбожники и богохульники, правильно! А мы где? Только и делаем, что «помилуй» да «прости», и никакой общественной пользы. Нет чтобы лишнюю копейку заработать, в храм Божий принести, нуждающимся помочь – вон их сколько развелось, тунеядцев!

– А я вот другое слышал: «Лень – двигатель прогресса!» Вон, в деревне попробуй хоть один день печь не истопи, воды не принеси, скотину не покорми – что будет? А в квартире хоть всю жизнь сиднем просиди – так и останешься «со всеми удобствами»! А с другой стороны посмотришь – так от этих удобств одни проблемы; вроде все препятствия для счастливой жизни устранили – а жить совсем тошно стало. Все как ошалелые бегут, несутся куда‑то, словно на всемирном пожаре! Живого человека не найдешь, все как заведенные! Знаешь, в Евангелии есть такая притча, про богача, которому удача свалилась – урожай небывалый; он все свои склады повелел порушить и выстроить новые, а потом, думает, буду годами есть, пить, развлекаться – благо, что добра надолго хватит. А ему Бог и говорит: «Безумный! В эту ночь душу твою Ангелы заберут – и кому все это останется?» Так что если труд не по воле Божией, а ради собственной гордыни или жадности, не будет толка от него.

– Да нет, ну не мог Христос сказать образцовому хозяйственнику и самозабвенному сельскому труженику: «Безумный!» Как это – у него только дела в гору пошли, и тут сразу – «Безумный!» Ну и пусть о душе он немного подзабыл, так ему же некогда было – форс‑мажорные обстоятельства: это тебе не шутка – такой урожай собрать!

Мы не боги. Мы это знаем.
Слишком тянут к земле грешки.
Потому‑то и обжигаем
мы не амфоры, а горшки[1].

– То‑то и оно. Труд ведь не самоцель, а средство, инструмент для чего‑то более высокого. А если ничего выше горшков в жизни нет, беда. Так и придется перекладывать горшки с места на место, заполняя пустоту житейской суеты. Не понимая, куда и зачем. Не останавливаясь. Вечно! Такое наказание похлеще любых картинок из Дантова ада будет…

 

[1] Клебанов В. Мы не боги.


Слушать аудиопредачу «Труд»