Храм вмч. Георгия Победоносца
в Мытищах
на территории воинской части

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Сергиево-Посадская епархия
Мытищинское благочиние

Время

Время
Автор текста:
Черняев А.В.
Текст читает:
Леонид Кулагин

«Что обыкновеннее бывает у нас предметом разговора, как не время? И мы, конечно, понимаем, когда говорим о нем или слышим от других. Что же такое, еще раз повторяю, что такое время? Пока никто меня о том не спрашивает, я понимаю, нисколько не затрудняясь; но, как скоро хочу дать ответ об этом, я становлюсь совершенно в тупик!» – великий богослов V века Аврелий Августин в своей знаменитой книге «Исповедь» бился над загадкой времени так, словно от решения этого философского вопроса напрямую зависела вся его судьба…

Августин едва ли мог вообразить, с какими скоростями будет путешествовать, работать, думать, жить наш современник, вообразивший себя «оседлавшим время». Скорость действия превращена в главный критерий, по которому ценят не только самолет, автомобиль или компьютер, но уже и самого человека. Мы знаем, что «время – деньги», знаем, как считать время, как его экономить, выигрывать, опережать, обманывать и даже как заставить время «работать на нас»… Вездесущий циферблат со спешащей секундной стрелкой давно уже стал символом нашей цивилизации. И несмотря ни на что, времени не хватает все ужаснее, как и ответа на поставленный Августином вопрос: а что же вообще такое – время?

Подобно любви, страху, золоту, время – это сила, крепко держащая человека в своей непостижимой власти. Но если попытки алхимиков найти рецепт золота давно ушли в историю, то дерзкая мечта изобрести «машину времени» не перестает будоражить умы, и не только писателей‑фантастов. В самом разгаре XX века лучшие советские ученые долго ломали головы: как можно «сжать время», чтобы форсировать темпы развития Страны Советов и ускорить мировую революцию. Тому, кто первый это придумал, наверняка не давала покоя слава библейского Иисуса Навина, который с Божией помощью остановил время, чтобы довершить победу над Гаваоном. Современная философия и психология говорит, что человек действительно может влиять на ход времени. И как ни странно, для этого вовсе не требуются оснащенные суперкомпьютерами и синхрофазотронами научные центры, занятые подбором магической «отмычки» к вечной тайне временного бытия. Вполне достаточно просто быть великодушным человеком, чтобы душа вмещала как можно больше. В спокойном постижении мудрости, в неторопливом труде, в отрешенной молитве. Если не гнаться за временем, оно и не убегает.

Мы знаем, время растяжимо,
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
Бывают у него застои,
А иногда оно течет
Ненагруженное, пустое,
Часов и дней напрасный счет.
Пусть равномерны промежутки,
Что разделяют наши сутки,
Но, положив их на весы,
Находим долгие минутки
И очень краткие часы[1].

Сегодня мало кто осознает, что такие всенародно любимые и, казалось бы, вполне «гражданские» праздники, как Новый год, день рождения, всевозможные годовщины и юбилеи, – это не что иное, как реликты глубоко религиозного отношения ко времени. Согласно древним верованиям всех народов Земли, ритуальная встреча Нового года способна вновь возвратить заветное время жизни – «обновленное», «чистое», «святое». Время первозданного, еще не испорченного мира – каким он был, только‑только выйдя из рук своего Божественного Создателя.

«С нового года начать все сначала», «начать новую жизнь с понедельника», «выйти на новую жизненную орбиту» – эти столь знакомые нам надежды прямо совпадают с религиозными переживаниями наших предков. Как?! Ведь наш мир неузнаваемо изменился и продолжает стремительно меняться – мир, но не душа человека! Наша духовная природа остается неизменной, и человек по‑прежнему живет все теми же извечными, укорененными в религии образами и понятиями, страхами и надеждами. Но проблема в том, что современный человек не хочет отдавать в этом отчет даже самому себе. Поэтому в его душевной жизни обычно царит полный хаос, где христианские истины причудливо смешаны с разнообразным язычеством, от первобытного до псевдорелигий в стиле «нью‑эйдж»…

Библейское понимание времени произвело настоящую революцию в религиозном сознании. Ведь в язычестве время было еще до творения земного мира, и все мифы начинаются с того, как боги выясняли отношения на небесах, создавая образцы поведения для людей. Библия же начинается словами: «В начале сотворил Бог небо и землю». Открытое Библией время – это не вечный повтор смутных мифических предначертаний. Это время свободы, время зрелости, время новых свершений и духовных встреч.

По слову извечно Сущего,
Бессменен поток времен,
Чую лишь ветер грядущего,
Нового мига звон.
С паденьем идет, с победою?
Оливу несет иль меч?
Лика его я не ведаю,
Знаю лишь ветер встреч.
Летят нездешними птицами
В кольце бытия вперед
Миги с закрытыми лицами,
Как удержу их лет?
И в тесности, в перекрестности,
Хочу, не хочу ли я –
Черную топь неизвестности
Режет моя ладья[2].

 

[1] Маршак С. «Мы знаем: время растяжимо…».

[2] Гиппиус 3. Непредвиденное.


Слушать аудиопередачу «Время»