Храм вмч. Георгия Победоносца
в Мытищах
на территории воинской части

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Сергиево-Посадская епархия
Мытищинское благочиние

Почитание святых

Почитание святых
Автор текста:
Священник Сергий Себелев

Сегодня я хочу коснуться вопроса, уже получившего ответ в истории, но остающегося актуальным для многих до сих пор – это вопрос о почитании святых угодников Божиих. Невоцерковленному человеку трудно понять, зачем нужно молиться святым, если есть Христос, и почему святые называются ходатаями и посредниками, когда  Христос в Священном Писании назван единственными Ходатаем и Посредником между Богом и людьми? Поэтому мы с вами в этой беседе попытаемся разобрать угодно ли в очах Божиих поклонение святым.

Апостол Павел, называя Иисуса Христа единственным Ходатаем Бога и человека, имел ввиду, конечно, дело Искупления, совершенное Христом. Только Иисус Христос примерил человека и Бога через Свою крестную смерть и Воскресение. В этом отношении Он – единственный Ходатай. Называя ходатаями святых, мы имеет в виду нечто другое. Но поговорим об этом немного позже.

О почитании святых в Библии говорится неоднократно. Например, Божия Матерь говорит: «…ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк. 1, 48). В книге Притч (10, 7) говорится, что благословение Божие дастся тем, кто будет чтить память праведников: «Память праведника пребудет благословенна». Апостол Павел говорит: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13, 7). Как нет ничего дурного в том, что мы помним победителей в Великой Отечественной войне, ставим им памятники, складываем в их честь песни, возлагаем к их могилам цветы, так нет ничего дурного в том, что мы чтим память подвижников веры, которые стали для нас примером.

— Но ведь вопрос не в том, что в Православной Церкви совершается память подвижников веры, а в том, что им воздается поклонение. Им молятся, составляют службы, строят храмы, в то время, когда Священное Писание запрещает поклоняться кому либо, кроме Бога.

Да, мы возносим коленопреклоненные молитвы святым, прося у них помощи, почитаем их изображения, строим в их честь храмы. Однако, честь, которую мы им воздаем, нельзя назвать равной с воздаваемой Богу. Протестанты нас обвиняют в том, что у нас много богов. Эти обвинения безосновательны.

Начнем с того, что никто не смущается тем, что в знак почтения мы при встрече кланяемся друг другу. Рабы и слуги в древние времена преклонялись перед господами, а господа принимали эти преклонения. Никто не воспринимал это как идолопоклонство, потому что все чувствуют разницу между поклонением, как богослужением, и поклонением, как знаке почтения. Уже в 8 веке Православная Церковь сформулировала свое отношение к почитанию святых. Различается служебное поклонение, по-гречески латрэйя, и неслужебное поклонение, по-гречески просхюнесис. Служебное поклонение совершается только Творцу, а неслужебное – всему освященному творению: святым угодникам, святым мощам, сосудам и т.д. Поклонение, которое мы приносим святым, основывается на том, что святые – это сосуды Божией благодати. Восхваляя их, мы преклоняемся перед их мужеством, а главное, прославляем Бога, живущего в них. Главный акцент ставится не на личности святого, а на Христе, благодаря Которому стала возможна святость. Поэтому и службы святым называются богослужением, а не святослужением. Святой Иоанн Дамаскин говорит, что «поклоняемся им (святым), потому что Сам Царь относит к Себе почитание, когда видит, что почитают любимого Им человека не как Царя, но как послушного слугу и благорасположенного к Нему друга».

Ходатаями мы называем святых, потому что они находятся ближе к Богу и возносят о нас свои молитвы.

— Как можно понять, что они ближе к Богу? Бог вездесущий, Он намного ближе к нам, чем кто-либо другой. Неужели Он не слышит наших молитв и Ему нужны посредники?

Прежде своей блаженной кончины святые жили среди нас и были такими же людьми, как и мы. Однако, уже при жизни они прославлялись тем, что творили чудеса. По их молитве больные исцелялись, смягчались сердца злых, войска одерживали победы. Из-за чего к ним стекались сотни тысяч людей, ища помощи. Почему их молитва имела такую силу? Конечно, Бог близок всем нам в одинаковой мере, но мы по-разному удалены от Него. Господь говорит, что жертва приносимая руками, испачканными в безвинной крови – мерзость перед Ним. Кровь можно понимать и в переносном смысле, от этой крови мало кто чист. Молитвы сознательных грешников Он не слышит и отвращает от них Свой взор. Поэтому наши молитвы редко исполняются. А вот на праведников он обращает Свои глаза и слушает их молитвы. Даже в Ветхом Завете многие обращались за молитвой к пророкам Божиим.

Приходит время, умирает праведник и переходит в иной мир. Что мешает тому, чтобы обратиться к нему за помощью, как до смерти? Прежде прославления в лике святых всегда так бывает, что народ, хорошо знавший святого и горячо его любивший, продолжает приходить на его могилку, изливая перед ним, как перед живым, свои беды. А святой, как и прежде, не отпускает пришедшего к нему пустым. Когда же становится известно многим о таких чудесах, угодника прославляют в лике святых, ему пишут молитвы, которые не что иное, как прежде устное, а теперь записанное на бумаге, обращение с просьбой; строят храмы, пишут иконы.

— А что будет, если святого не канонизируют или, наоборот, деканонизируют? Повлияет ли это как-нибудь на его участь в том мире?

Акт канонизации – это акт признания человека святым, а не акт освящения человека. Дело в том, что чудеса творятся не только божьими людьми, но и слугами сатаны, а иногда просто шарлатанами, вошедшими в доверие и присвоившими честь угодника Божия. Многие святые не творили при жизни чудес либо по смирению, либо по обстоятельствам жизни. Например, многие из Севастийских мучеников уверовали во Христа за несколько минут до казни, достигли святости не через долгую подвижническую жизнь, а через страдания. Поэтому чудеса делаются ими уже после преставления. Некоторые святые и после своего отшествия в Царство Небесное не совершали ярких чудес, что могло дать повод сомневаться в их святости. Поэтому перед Церковью стала серьезная задача в том, чтобы разобраться, кем же является почивший. Для этого были созданы специальные комиссии, занимающиеся данным вопросом. Если после исследования не остается и тени сомнения в святости человека, то его признают святым и дают разрешение на составление ему службы. Это и называется канонизацией. Если при изучении жизни преставившегося всплывают сомнительные факты, то канонизацию откладывают и оставляют на суд Божий. Господь ведь сказал, что не может светильник остаться незамеченным, но его ставят на видное место, чтобы всем светил. Если же действиетльно святой человек останется без внимания, его не канонизируют, то это никак не повлияет на его участь, потому что его участь зависит не от признания его святости на земле, а от близости к Богу.

В истории известны так же акты деканонизации, т.е. признание того, что ранее почитаемый святым, на самом деле не святой. Это происходит, когда канонизируют в спешке, не разобрав дела, или по политическим мотивам, что, к сожалению, тоже было. Поэтому, разобравшись, священноначалие обязано донести до верующего народа истину. Т.о. происходит деканонизация. Но, если деканонизация тоже совершается неправильно, то это тоже не отражается негативно на участи праведника, как и ошибочная канонизация грешника автоматически не может поселить его на Небесах.

Слушать аудиопередачу «Почитание святых»