Храм вмч. Георгия Победоносца
в Мытищах
на территории воинской части

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Сергиево-Посадская епархия
Мытищинское благочиние

Католичество

Католичество
Автор текста:
Священник Сергий Себелев

Однажды святой праведный Иоанн Кронштадский был приглашен высокими особами на праздничное застолье. Один из гостей спросил батюшку: «Скажите, отец Иоанн, а католики спасутся?» «Не знаю я, спасутся ли католики или нет, но знаю, что, если я приму католичество, то точно не спасусь» — сказал святой.

Заданный вопрос возник не на пустом месте. Наличие двух течений, родившихся через раскол, отчуждение одной Церкви от другой, говорит о том, что одна из них ведет правильным путем в Царство Небесное, а другая заблуждается. Ответ отца Иоанна подтверждает, что ситуация не простая, суть ее не в культурном или обрядовом различии, но в более главном – в правильности веры. Наша задача сегодня – рассмотреть основные различия Православия и Католичества.

От своего основания и до 9 века Христианская Церковь была единой. Она включала в себя христиан как Востока, так и Запада, объединяя их единой верой. Как мы уже упоминали в одной из бесед, Единая Вселенская (Кафолическая) Христова Церковь для удобства управления была поделена на Поместные Церкви, которые возглавляли Патриархи, а главные епископы Рима и Антиохии носили имя Папа, что имеет то же значение, что и Патриарх. Власть Патриарха и Папы распространялась только на ту Поместную Церковь, которой он управлял. Если возникали проблемы, затрагивающие несколько Поместных Церквей, то для их решения созывался Вселенский Собор, определение которого было обязательно для всей Церкви. Но вот, довольно рано Римский епископ стал присваивать  себе абсолютную власть в Церкви, вмешиваясь в дела других Поместных Церквей. Отталкивался он от того, что Рим – главный город во Вселенной, а, соответственно, епископ Рима – главный епископ Рима. Другой веский аргумент в том, что Римскую кафедру основал апостол Петр, Первоверховный апостол, которому Христос дал ключи Царства Небесного и которому сказал: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» (Мф. 16, 18). Т.е., по учению Западной Церкви, Церковь Христова основана на апостоле Петре, поэтому приемник Апостола – главный епископ Вселенской Церкви.

Впоследствии разногласия между Западом и Востоком на этой почве усиливались. К ним присоединились еще другие: учение об исхождении Святого Духа (filioque), употребление Западом опресноков на Литургии, а не квасных хлебов. Т.о. в 9 веке началось и закончилось в 11 веке отпадение Западной Церкви от Единой Христовой Церкви. Эта Церковь стала называться Католической, т.е. Вселенской. Впоследствии, после отпадения сложилось учение Католической Церкви о первородном грехе, чистилище, сокровищнице заслуг, индульгенции, непорочном зачатии Богородицы и Ее телесном вознесении на небо. Изучением этих разногласий мы сегодня и займемся.

— Выходит, что главная причина раскола в политике: Восточные Церкви не признали власти папы?

Во-первых, вопрос о подчинении был не главным, хотя и важным. А, во-вторых, учение о первенстве папы римского над всей Церковью носит не только политический характер. Сейчас я вам зачитаю официальный титул папы: «Епископ Рима, заместитель Христа, преемник князя апостолов, верховный первосвященник Вселенской Церкви, Патриарх Запада, Примас Италии, архиепископ и митрополит провинции Ромении, суверен государства-града Ватикан, раб рабов Божиих». Итак, папа – заместитель Христа на земле. Далее, по учению Римско-Католической Церкви папе принадлежит абсолютная власть в Церкви. Голос папы является решающим в вопросах веры. Церковь ставится в подчинительное отношение по отношению к папе. Но по Слову Божию, Церковь есть столп и утверждение истины, а не папа. Дух Святой являет Себя во всей полноте Церкви, членами которой являются как Патриархи, так и просто верующие люди. По учению православной Церкви истина открывается не через первосвятителя, а через всю Церковь. Поэтому для решения важных вопросов не достаточно голоса одного человека, но необходим Собор, в котором выражается полнота Церкви. Теперь, я надеюсь, вы понимаете, что вопрос о главенстве в Церкви в том виде, в котором он стоял, имел не столько политический, сколько вероучительный характер.

— А правда, что Церковь Христова основана на апостоле Петре?

Данное учение Католической Церкви основано на словах Христа: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою». Камень на греческом языке – петрос. Другими словами, Иисус Христос говорит: «Ты – камень, и на сем камне…» Однако тут возникает ряд проблем. Во-первых, слово «петрос» мужского рода, а вот, когда Христос сказал «на сем камне», то употребил слово «петра» женского рода, что переводится буквально словом «скала». Вторая проблема: если буквально понимать слова Христа, что Он основывает Церковь на Петре, то следующие слова приводят нас в замешательство. Когда Апостол стал отговаривать Господа от страданий, Он сказал ему: «Отойди от Меня, сатана!» (Мф. 16, 23). Т.е. из буквального понимания этих слов может родиться вывод, что Церковь основана на сатане. По Православному учению, камень, который имел Христос – это вера, которую Петр только что исповедал. Вспомним, что после отречения от Христа Петр стал именоваться Симоном. Поэтому преемник Петра сакрально ничем не отличается от преемника других апостолов.

Другое характерное учение Католической Церкви об исхождении Святого Духа от Отца и Сына. Православная Церковь учит об исхождении Святого Духа от Отца через Сына. Не вдаваясь в детальное рассмотрение догматики, думаю, видно, что этим учением привносится нечто новое в христианское вероучение.

— А что вы скажете об индульгенции? Как к этому относится Православная Церковь?

Учение о спасении в Католической Церкви акцентируется не на нравственной стороне греха и его последствиях, а на юридической. Согласно ей, человек, согрешая, отнимает у Бога то, что Ему принадлежит. Соответственно грешник должен вернуть похищенное. Поэтому простого покаяния не достаточно, нужно возместить делами: молитвой, слезами, подвигами, выполнением епитимии. Грехи в католическом богословии делятся на две категории: смертные и простительные. За смертные человек должен нести вечные муки в аду, а за простительные – временные в чистилище. Христова Жертва избавила практикующего католика от вечных мук за смертные грехи, а от простительных он может откупиться подвигами. Т.о., добрые дела христианин должен делать для того, чтобы иметь заслуги. Если христианин делает больше заслуг, чем необходимо, например, уходит в монастырь, то у него появляются сверхдолжные заслуги, которые складываются в сокровищницу заслуг.

Теперь об индульгенции. Индульгенция – это отпущение перед Богом временной кары за грехи. Папа, пользуясь своей властью, может черпать сверхдолжные заслуги из сокровищницы и раздавать их через индульгенцию, освобождая таким образом грешника от подвигов за соделанные грехи. Конечно, для Православного богословия эта концепция неприемлема. Суть греха не в юридической его стороне. Согрешив, человек не столько прогневал Бога и отнял у Него принадлежащее Ему, а нанес себе смертельную рану. Поэтому задача человека не в том, чтобы откупиться, а в том, чтобы излечить эту рану. Для католика доброе дело – это монета, заплаченная судье, а для православного – шаг блудного сына в сторону преданного отца.

К сожалению, католицизм свел все отношения Бога и человека в юридическую сферу, лишив их теплоты веры и любви. Все внимание католика обращено на избежание наказаний, а не на приобретение любви. Считается, что для спасения достаточно дел без веры, хотя Священное Писание говорит, что только делами не спасется никакая плоть.

Слушать аудиопередачу «Католичество»