Храм вмч. Георгия Победоносца
в Мытищах
на территории воинской части

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Сергиево-Посадская епархия
Мытищинское благочиние

Православие и искажение веры

Православие и искажение веры
Автор текста:
Священник Сергий Себелев

Мы с вами уже уделили внимание краткому разбору Католичества и Протестантизма. Напомню, что Католичество появилось после Великого раскола Церквей в 1054 и пошло по пути юридического отношения между Богом и человеком, а в 1517 году появилось другое течение в Христианстве – Лютеранская Церковь или Протестантизм.  В свою очередь Протестантизм со скоростью света стал дробиться на более мелкие протестантские течения. В итоге, на сегодняшний день существует сотни Христианских исповеданий, и все они претендуют на истину. Понятно, что истина одна, но как понять, где она? В какой из Церквей она осталась? Католики говорят, что Православные согрешили тем, что отвергли власть наместника Апостола Петра, папы римского, и поэтому ушли в раскол; Протестанты говорят, что после времен Вселенских Соборов истинная Церковь была невидима, потому что Христианство исказилось, поэтому истинная Церковь вновь стала видимой только со времени Лютера; каждый основатель нового протестантского течения  доказывает, что через него, а не через Лютера или предшествующего проповедника открывается истина; кроме того время от времени всплывают древние ереси; Православие говорит, что оно сохранило истину, подобно стволу, от которого, как сухие ветки, отпали различные христианские толки. Я, как православный человек, уверен, что истина в Православной Церкви, но эту беседу я сегодня хотел бы посвятить не доказательству своей точки зрения, а тому, что такое ересь, почему Православие так предостерегает от нее, и почему оно так оберегает от искажений веры, которые мы видим в Католичестве и Протестантизме. Это имеет актуальность, потому что при таком множестве толков, человечество пришло к мысли, что все исповедания одинаковые по сути, но различные по форме. Дескать, нет разницы, в какой Церкви ты крестился, нет разницы, к какому из христианских исповеданий ты сейчас себя относишь, главное, чтобы ты исповедовал Христа, жил по совести и чтобы это тебе нравилось.

— Не все люди хорошо знают Православное учение, естественно, что они могут заблуждаться. Например, многие серьезно верят, что Троица – это Иисус Христос, Божия Матерь и святитель Николай. Выходит, что большинство простых прихожан – еретики?

В качестве иллюстрации к своему ответу, расскажу вам одну древнюю историю. Однажды, к старцу Агафону пришли монахи, желая испытать его смирение, и обвинили в тяжких грехах. Пока о нем говорили, как о блуднике или гордеце, старец соглашался и лишь просил помолиться о нем. Когда же старец услышал в свой адрес, что он еретик, то сказал: «Ну, нет — только не еретик». После этого монахи рассказали авве о цели своего прихода и спросили, почему он многие грехи за собою признал, а обвинение в ереси сразу отверг. Старец ответил, что все грехи человеческие — от слабости, и нет человека, который хоть в какой-то мере не поддавался им. «Ересь же не от слабости, а от упорства воли».

Что касается заблуждения, о котором вы сказали, то это не то же, что ересь. Русское слово ересь происходит от греческого hairesis, что означает «выбор». Поэтому ересь — это попытка подменить собственным учением догматическое учение Церкви. Опасность его в том, что человек отвергает авторитет Церкви, ставя себя выше ее, свое учение он провозглашает как единственно правильное, таким образом, он сам сбивается с правильного пути ко спасению и других уводит с собой. Если человек заблуждается, просто потому, что не знает правильного учения, но, узнав, оставляет свои прежние воззрения, то это совсем не ересь. Повторяю, опасность ереси в выборности веры.

— А что плохого в том, что человек выбирает как ему верить? Не важнее ли, чтобы он жил хорошо? Ведь известно, что даже некоторые серьезные православные богословы вели далеко не нравственную жизнь.

Как мы знаем, человек спасается не своими добрыми делами, а благодатью Божией за веру, проявляющуюся в добрых делах. Поэтому добрые дела – это только одно из условий для спасения, но не гарант спасения. Дело в том, что догмат, каким бы он ни казался абстрактным, прямым образом влияет на жизнь человека. Например, возьмем учение о спасении. Протестант, крестившись, будучи уверенным в своем спасении, будет истово проповедовать свою веру во Христа, ликуя и благодаря Бога. А для православного человека очевидно, что Крещением полагается только начало спасения, и, чтобы его достичь, нужно вести осторожную и внимательную жизнь. К тому же, православный, согрешив, будет каяться в своих грехах, а протестант будет уверен, что Бог не замечает ошибки своих чад. Видите, насколько разные пути, а вытекают они из тех же догматов, нарушение которых кажется ничтожным.

— А кто определяет, где чистая вера, а где искаженная?

 Определять чистоту веры — прерогатива Церковного Собора. Собор выступает как представитель Церкви и через него Духом Святым открывается истина.

— Что если в этот Собор буду входить грешные люди?

Во-первых, на Собор от каждой епархии присылаются представители, заранее выбранные и одобренные православным народом, поэтому их решению те, кто их посылал, буду доверять. А, во-вторых, греховность человека не может помешать Духу Святому открыть истину. В 22 главе книги Числ видим, что Господь даже через ослицу открывает то, что Он хочет сказать. Что тогда говорить о человеке?

— Ну а если Собор примет откровенную ересь, что и это нужно принимать за истину?

Из истории Древней Церкви известен так называемый «разбойничий собор», на котором было оправдано еретическое учение. Тех, кто отстаивал истину Православия, насильно принудили подписаться под еретическим учением. Одни отказались сделать это и отдали свою жизнь, другие, испугавшись, подписали. Но Церковь – это Богочеловеческий организм, в нем не может прижиться никакая инфекция. Эта ересь впоследствии была обличена и осуждена. Поэтому, если такое случится в наше время, то иммунитет Церкви не допустит, чтобы лож осталась скрытой. Большим благом для нас, в отличие от древних времен, является то, что у нас есть огромное богословское наследие. Можно сказать, что это эталон на все последующие времена.

Но отмечу еще то, что сейчас стало модно обвинять всех, кого ни попало, в ереси. Зачастую ревнители веры отталкиваются от знаний, полученных из листовок, распространяемых неизвестными, а зачастую сомнительными, личностями. Наука о спасении – это самая сложная из существующих, многое в ней не понятно, многое на первый взгляд кажется абсурдным, поэтому, чтобы в ней разбираться, нужно вести сознательную Церковную жизнь, получить соответствующее образование или, хотя бы достаточно пообщаться со знающими людьми. Одной ревности тут не хватит. И еще очень важный момент: нужно приучить себя к мысли, что я могу ошибаться. Серьезное изучение богословия часто преподносит сюрпризы, и оказывается, что недавно еще привычная и понятная для меня истина оказывается результатом скудости моего мышления. Просто, до какого-то момента я еще не был готов, чтобы принять истину, но теперь готов, и истина ложится на сердце. Если же некто, будет считать, что все знания, которые он получил в течение года после обращения к вере, достаточны, то этим он будет готовить почву для рождения новой ереси. Не дай Бог случиться такому.

 

Не счесть в океане течений.
Где берег? Вокруг лишь вода.
Мир знает немало учений,
Но истина только одна.
Ладья нашей жизни не знает
Куда по теченью плывёт,
И к брегу какому пристанет,
На дне ли покой обретёт?

Мир много путей предлагает.
Подробные карты даёт.
В правдивости их уверяет,
А наше спасенье крадёт.
И если тем картам согласно
Мы станем свой курс пролагать,
Усилия будут напрасны.
Путь истинный не отыскать.


Есть путь предначертанный Богом.
Изложен он в Библии был.
Дорогу к Небесным Чертогам
Нам свет маяка проложил.
Не многие путь тот находят.
Но те лишь, кому он открыл.
Христос-тот маяк мореходы.
Желает, чтоб вечно ты жил.

Слушать аудиопередачу «Православие и искажение веры»