Храм вмч. Георгия Победоносца
в Мытищах
на территории воинской части

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Сергиево-Посадская епархия
Мытищинское благочиние

Смысл жизни

Смысл жизни
Автор текста:
Священник Сергий Себелев

Сегодня мы с вами затронем один из самых важных вопросов человечества: в чем смысл человеческой жизни? По мнению Франкла, воля к смыслу является самым человеческим феноменом, поскольку животное не озабочивается подобными вопросами. А Сергей Франк еще серьезнее говорит о значимости этой проблемы, я позволю себе привести его слова: «Этот вопрос — не „теоретический вопрос“, не предмет праздной умственной игры; этот вопрос есть вопрос самой жизни, он так же страшен — и, собственно говоря, ещё гораздо более страшен, чем при тяжкой нужде вопрос о куске хлеба для утоления голода. Поистине, это есть вопрос о хлебе, который бы напитал нас, и воде, которая утолила бы нашу жажду».

Уже на первой странице истории человеческой мысли мы видим жирный знак вопроса, и этот вопрос: зачем я живу, зачем все это? Ответы были разные. Например, древнегреческий философ Аристотель считал, что смысл человеческой жизни в счастье, которое достигается через подчинение страстей разуму. Эпикур и его последователи полагали, что человек живет, чтобы получать удовольствия. Наслаждение они понимали не только в чувственном плане, но и в избавлении от боли, душевном спокойствии, в избавлении от страданий и страха смерти. По мнению стоиков, цель жизни в нравственности. Более близкий к нам по времени немецкий философ Артут Шопенгауэр, живший в 19 веке, был уверен в том, что человеку только кажется, что он куда-то стремится, чего-то добивается, на самом же деле жизнь всего человечества есть не что иное, как проявление мировой воли, слепая игра. Поэтому все попытки избежать страданий или достичь блаженства, смешны, человеку остается только успокоиться и поставить предел своим желаниям. Известный французский философ 20 века Жан-Поль Сартр писал: «Если мы должны умереть, то наша жизнь не имеет смысла, ибо её проблемы остаются нерешёнными и остаётся неопределённым само значение проблем… Всё сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно… Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что умрём». Его словами я хотел бы провести черту под всем выше сказанным. Действительно, если человек умирает, то не имеет смысла, достиг ли он блаженства, избавился ли он от боли, подчинил ли он страсти разуму, сам вопрос становится бессмысленным и абсурдным. Все это приобретает смысл, если оно получает продолжение. Поэтому только ответ, даваемый религией, является более честным.

— Почему только этот ответ? Многие видят смысл своей жизни в детях и последующих поколениях. Они вкладывают всех себя в свое дело и, как бы продолжают жить в своих делах. Поэтому смысл их существования не ограничивается только временем их жизни.

Если исключить Бога и бессмертие, то сказанное вами становится лишь высокими словами и не более. Жизнь человека, да и, вообще, человечества перед лицом вечности – миг. Пусть человек не полагает смысл своей жизни в границах своего существования, пусть он трудиться для будущих поколений, все равно, как случайно появился этот мир, так, рано или поздно, он случайно  исчезнет. Поэтому смысл всех дел непонятен.

Неверующие люди отрицают бессмертие и этим освобождают себя от нравственных обязательств, которые возлагает на человека религия. Однако в своих суждениях они поступают не добросовестно, потому что не делают всех выводов, к которым приводит отрицание Бога. И это естественно, иначе, если сделать все выводы, то нужно погрузиться в полный ужас, потому что при неверии такие понятия, как «цель жизни», «добро и зло», «свобода воли» теряют всякий смысл. Эти слова чужие, они украдены у религии, и ими пользуются неверующие люди для прикрытия ужаса черной дыры неверия. Только религия наполняет эти понятия смыслом.

— Фридрих Ницше характеризовал христианство как нигилистическую религию, потому что оно удаляет смысл человеческой жизни за границы земного существования и концентрирует все внимание человека на потустороннем мире. Нет ли в его словах доли правды? Ведь если учесть, что точных доказательств о существовании Бога нет, то верующий не только не получит вечных благ, но и здесь много лишится.

В связи с вашим вопросом, мне вспомнился один хороший анекдот.

Советская учительница начальных классов вывела ребят на улицу и сказала ребятам: «Давайте мы дружно покажем дулю в небо и закричим: «Бога нет!»». Все ребята стали радостно выполнять просьбу учителя, только один мальчик остался в стороне. «А ты почему не повторяешь за нами?» — спросила его учительница. «Если Бога нет, то зачем показывать? А если Он есть, то зачем портить с Ним отношение?» — сказал мальчик.

Так и в нашем вопросе. Если Бога нет, то равно бессмысленны как вера, так и неверие. И если вспомнить о всех выводах, которые мы озвучили, то становится ясно, что ничего не теряет и не приобретает ни та, ни другая сторона. Даже с человеческой точки зрения религия полезна, поскольку она ограничивает желания. А чем меньше желаний, тем меньше страданий.

— В чем христианство видит смысл жизни человека?

Отвечу на ваш вопрос словами преподобного Серафима Саровского: «Истинная цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего».

— Что имеется в виду под словами «стяжание благодати Святого Духа»?

Мы с вами говорили уже о том, что в Крещении человеку дается благодать Божия, которую потерял Адам через грехопадение. Эта благодать подобна канату с Небес на землю, по которому человек может взобраться в свое Отечество. Без благодати человек не способен достичь подобия Божия, а, соответственно, наследовать жизнь вечную. Однако, в Крещении дается только этот канат, а не лифт спускается, поэтому человеку нужно прилагать усилия, карабкаться. Но напомню, что христианские добродетели приобретают ценность не в количественной категории, а в качественной. Добрые дела не напрасны только тогда, когда помогают приобрести смирение и любовь. На такого человека обильно изливается благодать Святого Духа, охватывает и возносит в Рай. Его жизнь на земле становится преддверием Рая. Духовно богатого человека не спутаешь с экзальтированным фантазером, как не спутаешь обеспеченного человека с хвастуном. Райский свет начинает светить через него всем окружающим и охватывать своей силой. Почему слава о таких людях, как Святитель Николай, преподобный Сергий Радонежский, святая Матрона Московская, была и есть не только среди христиан. К ним обращались за помощью и получали помощь.

Поэтому для христианина земная жизнь ценна не сама по себе, а потому что она готовит его ко встречи с Отцом Небесным. Цель ее в том, чтобы достичь Неба.



Слушать аудиопередачу «Смысл жизни»