Храм вмч. Георгия Победоносца
в Мытищах
на территории воинской части

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Сергиево-Посадская епархия
Мытищинское благочиние

Жертва

Жертва
Автор текста:
Священник Сергий Себелев

Жертва и жертвенность – одни из ключевых понятий любой религии, тем более христианства, где Сам Бог принес Себя в жертву за грехи человечества. И, даже если отойти от философствования к обычной жизни, то и она непосредственно связана с жертвой.  Взять хотя бы посещение храма. Пока идешь в церковь, на пути встречаются нищие, просящие милостыню; в храме, покупая свечу, книгу и т.д., мы вносим жертву на храм… Перечислять можно долго. Что такое жертва, в чем ее суть? Почему она так тесно вошла в жизнь христианина?

Если всмотреться в само слово, то в нем можно увидеть нечто кровавое, причиняющее боль, терзающее, даже лишающее жизни. Вспомним языческие жертвы, вспомним самопожертвования во время войны, вспомним Крест Христов. Само слово «жертва» как бы проходит лезвием по живому телу. А теперь обратимся к мирно горящей свече или к монете, пожертвованной нищему. Что здесь жертвенного?

Для начала давайте разберемся, почему жертва связана со страданием. Во времена блаженного пребывания Адама и Евы в Раю не было ни жертв, ни страданий. Первая жертва была принесена Адамом после грехопадения и изгнания из Рая, тогда же началось страдание человечества. С грехом в мир вошло страдание. При этом страдание появляется и само по себе, но может прийти и через другого человека. Зачастую это происходит от того, что один человек приобретает некоторые блага за счет страданий другого. Но может быть и наоборот, когда некто готов ради любви сам пострадать и принести любимому этим добро. Т.е. мотивом самопожертвованию служит любовь. Именно любовь подвигает человека на мучение (маленькое или большое) ради любимого. Т.о. мы пришли к следующему: наличие в мире, с одной стороны, неминуемых страданий, а с другой — любви, которая желает оберечь любимого от страданий, породило жертву. И самое высшее понятие жертвы – самопожертвование. Такова жертва Христа за человечество, такова жертва солдата за соотечественников, такова жертва матери за детей.

— А для чего нужна жертва Богу? От чего мы Его этим избавляем? И почему в случае с жертвой Богу чаще всего бывает принесение в жертву какого-нибудь животного или чего-нибудь другого, а не себя?

Богу жертва не нужна. Еще в Ветхом Завете было сказано, что Бог живет в нерукотворенных храмах и не требует служение рук человеческих. Жертва нужна нам. Да, как ни странно это звучит, но жертва нужна нам. Выше мы с вами уже озвучили, что жертва и любовь неотделимы друг от друга. Поэтому тот, кто любит, всем сердцем желает чем-то послужить любимому. Например, родитель, хоть у его ребенка есть еже машинка и не одна, все равно покупает на последние деньги еще одну игрушку, чтобы видеть счастливые глаза чада. Так и в нашем случае. Богу не нужны жертвы. Но любовь понуждает человека сделать все возможное для Бога: построить великолепный храм для славы Божией, написать красивую икону, украсить храм горящими свечами. И через это человек приближается к Богу.

В Ветхом Завете приносились кровавые жертвы. Но смысл их был такой: «Ты видишь кровь животного, которого принес только что в жертву Мне? Знай, что ты должен так умереть за грех Адама. Но придет Спаситель, и пострадает так же невинно, как и это животное, и Своей смертью освободить тебя от проклятия». Все ветхозаветные жертвы носили прообразовательный характер. Сейчас жертвы называются бескровными, но и они не лишены смысла самопожертвования. Один мудрец сказал: «Вы даете лишь самую малость, когда дарите часть того, чем владеете. Только тогда, когда вы отдаете часть себя самого, вы по-настоящему дарите. Ведь что есть то, чем вы владеете, как не вещи, которые вы бережете и охраняете из-за боязни, что они будут нужны вам завтра? А завтра – что принесет завтра слишком расчетливой собаке, закапывающей кости в бескрайних песках, когда она следует за паломником в святой город? И разве боязнь нужды не то же, что и сама нужда? Разве ужас от возможности жажды не то же, что сама жажда, даже если ваш колодец полон воды?» Иначе говоря, покупая свечу или нечто другое, мы отдаем деньги, которые могли бы потратить на себя, могли бы как-то облегчить свою жизнь.

— Не всякая жертва принимается Богом. Почему?

Жертва имеет две стороны: видимую и невидимую. С одной стороны – это приносимое в жертву, а с другой стороны — прикрепленное к ней сердечное расположение. О том, как люди жертвуют крохи в ответ за большие благодеяния, гласит одна восточная сказка, в которой говорится, как один султан решил проверить на честность и верность своих подданных. Мудрецы ему посоветовали: «Вели своим подданным заполнить молоком бассейн во дворце, пусть каждый принесет кувшин молока». Султан так и поступил. Целый день и ночь тянулась цепочка подданных с кувшинами к бассейну, который был накрыт плотным покрывалом. И каждый выливал свой кувшин в этот бассейн. Когда наутро покрывало сняли, оказалось, что бассейн наполнен кристально чистой водой. Выходит, что каждый подданный думал, что его вода из кувшина будет незаметна в общей массе молока, и ни один подданный не принес жертву благодарности султану. Примерно так бывает и с нами. Мы приходим в храм, выбираем свечу подешевле (ведь не купить свечу как-то неудобно, а дорогую купить жалко) и ставим на подсвечник. Богу она не нужна, Ему нужен «прикрепленный» к ней «файл» с сердечным расположением. Нам она нужна только для виду. Сердечного расположения не было. Выходит, что свеча сгорела впустую.

На самом деле жертва для многих, к сожалению, ассоциируется с жетоном, кинув который, можно получить то, что просишь. Ни о какой любви тут речи быть не может, а, соответственно, и о жертве. Представьте ситуацию, когда приходит человек, чтобы поблагодарить вас за помощь. Он копошится в сумке, достает подарок, отдает его вам, улыбается, раскланивается, но при этом не перестает разговаривать по телефону со своим другом на пустую тему. А на следующий день он вас и вовсе не узнаёт. Нет, он не делает вид, что не узнаёт, а просто не узнаёт, потому что не придал значения знакомству с вами. Вы ему были нужны так же, как и ступенька всякому, кто хочет подняться на второй этаж. Что ж плохого в том, что он не заметил, чем отличается первая ступенька от 25-ой?

— А что делать, если хочешь пожертвовать, но боишься, что деньги уйдут не туда, куда хотелось бы?

Конечно, к пожертвованию, как и к любой добродетели, нужно подходить с разумом. Святые отцы советуют: пусть милостыня вспотеет в твоей руке. Если вы имеете в виду пожертвование нищему и боитесь, что он купит не хлеб, а что-нибудь покрепче, то, конечно, есть над чем задуматься. Не хорошо быть спонсором в самоубийстве. Вряд ли вы дадите просящему веревку с мылом. Поэтому, если есть такая опасность, то лучше давать не деньги, а продукты питания. Даже, если он их выбросит, то ваша жертва все равно дойдет до Престола Божия, мы ведь с вами говорили, что главная часть в жертве – прикрепленный к ней «файл». А Господь видит ваше доброе желание помочь бедному. Если же вы имеете ввиду Храм или детский дом, например, и боитесь, что на ваши деньги осядут не в том кармане, то здесь тоже стоит подумать, имеет ли ваше смущение под собой хоть какое-нибудь основание. Если уж совсем вопиющий случай и все точно знают, что деньги идут «не туда», то лучше помочь не деньгами, а чем-то другим. Если же подозрения шатки, то не нужно смущаться. Господь дал вам средства, Он и управит, чтобы они дошли до назначения.


Слушать аудиопередачу «Жертва»