Храм вмч. Георгия Победоносца
в Мытищах
на территории воинской части

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Сергиево-Посадская епархия
Мытищинское благочиние

Освящение

Освящение
Автор текста:
Священник Сергий Себелев

Кто из христиан хотя бы раз в жизни не соприкоснулся с потребностью освятить что-нибудь для себя? Напротив, для многих освящение становится единственным мостиком, приводящим в храм: то крестик нужно освятить, то квартирку, то просфорку взять, то святой водички набрать… Но для чего все это делается и что меняется после освящения мало кому понятно. Немного приоткрывают завесу религиозного невежества следующие выражения: «покрестите мне крестик», «почистите мне квартиру», «побрызгайте мне мед», «посвятите мне машину». К сожалению, мало кто видит разницу между святыней и талисманом, действиями священника и шамана. Человек чаще всего приходит в храм с целью оградить свою жизнь от неприятностей, а как это происходит – не имеет значения, главное, чтобы работало.  Однажды я освящал машину одному мужчине и увидел, что на зеркале у него висит индусский талисман. Я попытался объяснить ему, что в освященной машине не должно быть никаких оккультных предметов. На что он мне ответил: «Батюшка, вы не переживайте, на меня все работают!» Исходя из выше сказанного, думаю, что не преувеличу, если скажу, что не желание приблизиться к Богу, а суеверный страх чаще всего подталкивает человека прибегнуть к помощи Церкви.

Какова же природа освящения и для чего оно нужно? Евангелисты, описывая чудо Преображения Господня, замечают следующую особенность: просияло не только лицо Иисуса Христа, но и одежды Его стали белыми как свет. Вообще Преображение Господа перед учениками своей целью имело утвердить их в вере в Иисуса, как в Богочеловека. Глядя на своего Учителя, лицо Которого просияло как солнце, они уже не могли ошибаться, что пошли не за Тем, Кого предрекли пророки. В 14 веке святителем Григорием Паламой более четко было раскрыто учение о Божественном свете. Через него святая Церковь утвердила православное учение, что свет, который видели апостолы – это не световой эффект, а Само Божество, видимое в тот момент не телесными, а духовными очами апостолов. Т.о. ученики Христовы сподобились видеть одновременно две природы Христа – человеческую и Божественную. Если же и одежды Его стали белыми, как свет, значит, и они тоже были пронизаны Божественной благодатью. Господь освящает все, к чему прикасается, и наоборот, все, что прикасается Божества, получает Его благодать. Поэтому к освященным просфоре или воде требуется благоговейное отношение.

— Когда принимаешь святую просфору нужно следить, чтобы не упала на пол ни крошка. А если просфора покроется плесенью и уже будет непригодна для приема в пищу, то ее нельзя выбрасывать, но нужно или сжечь или закопать в непопираемое место, удаленное от мусора и возможности осквернения. А что делать с деталями освященного автомобиля или кирпичами освященного дома?

Не все, что кропиться святой водой, можно назвать святым. Например, можно сказать: «святая вода», «святая просфора», «святая икона», но сказать: «святая машина» или «святая квартира» что-то язык не поворачивается. Проблема в том, что нужно отличать освящение от благословения. Если мы внимательно вчитаемся в слова молитв, то увидим, что при благословении иконы, воды, Креста, богослужебных сосудов священник обращается к Богу со словами: «посли на них Небесное Твое благословение и освяти их Духом Твоим Святым». А вот при освящении дома, машины и остальных вещей бытового употребления произносятся другие слова. Например, при освящении «всякой вещи» (а к ним можно отнести все вещи, для освящения которых не написаны специальные молитвы: это и одежда и бытовая техника, и продукты с магазина и т.д.) такие слова: «Сам Господи, пошли Духа Твоего Святого с вышним благословением на вещь сию»; при освящении дома: «Сам благослови и дом этот, и в нем благочестиво хотящих жить страхом твоим огради и сохрани невредимыми от врагов…»; при благословении машины: «Пошли благословение Твое на эту машину и Ангела Твоего к ней пристави…». Как видим, мы по-разному обращаемся к Богу при освящении разных вещей. Я бы сказал так, что освященной или святой можно назвать ту вещь, которая призвана освящать человека, а ту, которая освящалась, но не для освящения человека, нужно понимать, как благословленную. Поэтому запчасти освященного автомобиля или кирпичи освященного дома не нужно сжигать в церковной печи.

— А как же быть с одеждами Христа, которые тоже стали белыми, как свет?

Иногда, по особому Промыслу Божию освящение человеку подается не только через иконы и святую воду, но и через другие вещи. Например, нередко можно встретить в иконе святого встроенную частичку от его гроба или одежды, или камень от места, где он захоронен. Такие вещи обычно называют святыней. И, действительно, через них подается освящение всем прикасающимся к ним. Так, пояс от одежды апостола Павла еще при его жизни исцелял болящих и изгонял бесов. Да что говорить, не только одежда, его тень исцеляла больных.

— Скажите, в чем смысл благословения и чем оно отличается от освящения?

Когда я освящаю машину или жилище, обычно спрашиваю у хозяев, что хотят они получить после освящения. Обычно отвечают, что хотят, чтобы «все было хорошо» и чтобы «никто ничего не сделал». В чем истинный смысл освящения, а точнее, благословения предметов быта?

Как помним, до грехопадения Адама и Евы, все что было создано Богом, было «добро зело». Это было от того, что все было Божиим, во всем была гармония и тепло божественной любви. Человек был венцом творения, царем вселенной. Задачей человека было сделать землю небом. Т.е. через постепенное уподобление Богу человек должен был приближаться к Нему, а, поскольку, все творение очень тесно связано с человеком, то и оно должно было приблизиться к Богу и стать Небом. Но человек отпал от Творца и за собой увлек все творение. Поэтому все стало подчинено дьяволу, над всем тут он стал иметь власть.

Задача человека теперь в том, чтобы посвятить себя и то, с чем он соприкасается, Богу. А это как раз достигается через призывание Божьего благословение на освящаемую вещь. Иначе говоря, освящая вещь бытового употребления, мы вырываем ее из рук дьявола и отдаем в руки Божьи, чтобы Он сохранил ее, а через нее и нас. Не случайно ведь мы просим приставить Ангела к дому и машине, через них Господь оберегает нас самих. Это очень важное действие, ведь там, где Господь, там будет все по-божьему. А если будет Божие благословение, то «все будет хорошо» и  «никто ничего плохого не сделает».

Однако, нужно уяснить для себя еще одну вещь. Благодать Божия – это не птица в клетке, ее нельзя насильно удержать. И насильно Бога не заставишь оберегать от всех опасностей, как антивирус оберегает компьютер. Нецензурная брань в доме, прослушивание непотребных песен в автомобиле и другое непристойное употребление освященных вещей ведет к тому, что Господь забирает Свое благословение. И очень важно, чтобы не только священник молился при освящении, но и тот, для кого происходит освящение, ведь в Церкви нет ничего автоматического. Помощь подается тому, кто просит. А если кто-то думает, что он заплатил деньги и ему все будет доставлено «в лучшем виде», тот очень ошибается, потому что кроме окропления водичкой он ничего не получит. Освящение не покупают, а благодарят за него, если возникает вообще чувство благодарности.

Подводя итог наше беседе, повторим, что нужно отличать освящение и благословение. Через освященные предметы человек получает освящение, Божию благодать, а через благословение мы вручаем Богу освящаемые предметы и просим, чтобы они пошли нам во благо и чтобы через них Господь защитил нас от всякого зла.

 

Со смиренными глазами,
Как в писаньях вековых,
Человек припал губами
К лику образов святых.

Он пришел к святым иконам,
Где с лампад клубится дым,
Нету здесь мирских законов
, Здесь он с совестью один.

За былые пригрешенья,
Просит Господа простить.
Все тревоги и сомненья,
Дать понять и не судить

Веру сердцем принимает,
Тот, кто в суть ее проник.
Кто душою понимает,
Как он мал и как велик.


Слушать аудиопередачу «Освящение»