Храм вмч. Георгия Победоносца
в Мытищах
на территории воинской части

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Сергиево-Посадская епархия
Мытищинское благочиние

Чудеса

Чудеса
Автор текста:
Священник Сергий Себелев

Чаще всего, первое, что начинает рассказывать верующий человек своему собеседнику, желая обратить его в Православную веру, это истории о чудесах в Православии. И это неспроста. Дело в том, что неверующий человек всегда требует предъявить ему доказательства истинности сказанного. Что же может быть лучшим доказательством существования духовного мира, как не чудо? Если религия истинная, то в ней будут совершаться чудеса, а, если выдуманная, то чудес не будет. Почему-то так получилось, что чудо стало мерилом истинности религии с одной стороны, а с другой, возможность чудотворения – свидетельством того, что человек близок Богу, и, соответственно, находится на правильном пути. Неоднократно приходилось наблюдать, как паломники, заходя в храм, жадно начинали искать чудотворную икону, или как после службы наперебой рассказывали друг другу о том, что кто-то чувствовал благоухание, кто-то видел необыкновенный свет, а кто-то слышал неземное пение, в то время, когда его никто не слышал. И действительно, зачем тогда ехать в паломничество, если не за чудом? Считай, что съездил напрасно, а, может быть и вообще, факт, что ты не встретил чудо, должен стать тревожным сигналом твоей великой греховности?!

Для того, чтобы разрешить наш вопрос, обратимся к Евангелию. Оно говорит о чудесах, но, как это ни странно, не то, что мы хотели бы услышать.

За Христом ходило множество народа, среди которого были книжники, иудейские священники, и фарисеи – религиозные лидеры. Последние, видя многочисленные исцеления, все же оставались в недоумении, кто перед ними: Христос или шарлатан? Чтобы точно удостовериться, они обратились к Нему с просьбой свести огонь с неба на землю. Логика была простой: исцеление больного может быть подстроенным, а огонь с неба под силу только Богу.
В это время вокруг Христа находилось большое множество народа, поэтому выполнение их желания могло стать хорошей возможностью обратить в веру очень многих. Однако Господь отказался. А вот и второй интересный случай. Апостолам Господь перед отправлением на проповедь дал власть исцелять больных и прогонять бесов. Когда они возвращались с проповеди, с радостью рассказывали о том, что сделали. Но тут же  услышали в свой адрес: «Тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах». Как видим, отношение Иисуса Христа к чудесам было очень осторожное.

— Имя, записанное на Небесах, значит, что человек угоден Богу. А разве далекий от Бога человек может творить чудеса?

Конечно может. Практически во всех религиях, в том числе и в язычестве, имеются чудеса. Вообще, что такое чудо? Это явление, в котором нарушаются естественные законы природы. А, как мы знаем, противник Бога, Дьявол, был самым светлым и сильным Ангелом до своего восстания. Но и после отпадения у него остались силы и знания, которыми он обладал. Поэтому нет ничего странного, если он  будет использовать чудо ради отвлечения людей от истинной веры. Это похоже на игру с котенком, когда он, не зная с чем имеет дело, воспринимает привязанный к нитке кусок бумажки за некое существо, возможно даже вкусное. А что будет, если пустить десять или сотню таких приманок и всего лишь одну настоящую мышь, сориентируется ли он за кем нужно устраивать настоящую охоту? Такую же работу ведет с нами противник Бога и чудо у него – одно из первых орудий.

— Почему Христос отказался спустить огонь с неба на землю? Ведь не все чудеса были направлены только на исцеление больных, были и такие, как превращение воды в вино, насыщение пяти тысяч людей пятью хлебами, хождение по водам и другие. И более того, в Ветхом Завете по молитве пророка Илии Бог ниспослал огонь с неба.

Все дело в том, ради чего творится чудо. Напрасных, бессмысленных действий Бог не совершает. Он не делает чудес ради удивления или шока. Все Его действия направлены на спасение человека и человечества. Поэтому, в случае с пророком молитва была выполнена, потому что Илия прежде сказал всем: Кто выполнит нашу молитву, Тот и Истинный Бог. А вот фарисеи просили чуда с другой целью – пытались поймать Христа в любом слове и деле. Поэтому, выполнил бы Господь эту просьбу, появилось бы еще десяток подобных: переставить гору, потушить солнце и т.д. Такая просьба была оставлена без выполнения. Вода в вино была превращена для того, чтобы не дать места расстройству отсутствием необходимого, подобно и насыщение пяти тысяч пятью хлебами было ради утоления голода народа. Но, в то же время, в период сорокадневного поста в пустыне Он не стал превращать камни в хлеб.

Собственно, это и есть главный критерий отличия чуда Божия от чуда, совершенного действиями темных сил: последнее всегда бессмысленно, хотя может быть и более эффектно.

— Но разве спустить огонь с неба в присутствии такого числа людей не имело бы пользы в духовном плане? Ведь многие бы поверили в Иисуса Христа.

Это могло бы произвести большой эффект, многие бы, действительно, видя такое чудо, могли сказать: «Да, это Сын Божий!» Но не будем забывать, что впечатления, полученные от эффекта, быстро проходят. Вспомним, что, совершив первое Свое чудо в Кане Галлилейской в присутствии двух своих будущих учеников, пока еще только присматривавшихся к новому Проповеднику, Христос оставляет их и уходит. А потом, по прошествии нескольких дней, опять приходит к ним и зовет идти за Собой. Ответ, полученный после нескольких дней раздумья, после осознания полученных впечатлений, будет более твердым, чем в момент потрясения чудом. Поэтому Христос и не сошел с Креста, хотя Его об этом так просили, потому что Своим чудом Он мог шокировать людей и их желание стать христианами было бы не свободным. А потом, через какое-то время каждый нашел бы себе объяснение, как Он это подстроил, и опять оставили бы Его, как это было и с пророком. Когда он спустил огонь с неба, все воскликнули, что Господь есть Истинный Бог. И вскоре снова вернулись к своим идолам. Те, кто истинно хотел понять, Кто стоит перед ним, видел это своим сердцем. Да и чудес было предостаточно, только слепые противники находили для них объяснение.

Поэтому чудо нужно больше не для того, чтобы поверить, а для того, чтобы укрепиться в своей вере.

— Если чудо не играет большой роли в религиозной жизни человека, то почему о них так много говорится в Евангелии, житиях святых и в описании историй чудотворных икон?

Чудо не может безоговорочно обратить в веру всех, кто его встретил. Однако, это не значит, что его не должно быть. Чудо – это естественное следствие соприкосновения с Невидимым Миром. Это свидетельство того, что встреча с этим Миром состоялась. Выходит некий парадокс. С одной стороны Церковь учит, что не нужно искать чего-то чудесного, а с другой стороны, каждая наша молитва – это прошение о чуде. О чем мы чаще всего молимся? О том, чтобы Господь изменил то, что должно быть по естественному развитию событий.

Жизнь христианина окружена чудом, поскольку он движется по направлению к Богу, а там все чудесно. И в то же время он не должен искать чудо, требовать его, потому что это может превратиться в любопытство, коллекционирование чудес, горделивое осознание себя кем-то великим (опять же критерием здесь будет количество чудес). Просто нужно приглядеться к своей жизни и этого достаточно, чтобы понять, что вся она – сплошное чудо!

 

О дивный миг – души прозренье!
В кромешной, непроглядной тьме
Меня коснулось изреченье:
«Оставь свой грех, последуй Мне!»
о дивный миг – пришло спасенье!
И с сердца пал тяжёлый гнёт.
Теперь оно, как сад весенний,
Благоухает и цветёт.
О дивный миг – в молитве Богу
Теперь я доверяю всё,
И Он по жизненной дороге
Сам на руках меня несёт.
О дивный миг – даёт Бог руку!
Когда в отчаянье я сник.
Иметь общенье с вышним Богом –
О дивный миг, о дивный миг!


Слушать аудиопередачу «Чудеса»