Храм вмч. Георгия Победоносца
в Мытищах
на территории воинской части

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Сергиево-Посадская епархия
Мытищинское благочиние

О прелести

О прелести

Всякий, кто мало-мальски знаком с психологией, знает, что, чтобы добиться своего от человека, нужно немножко пощекотать его гордость. Ну, например: если хочешь, чтобы раскупали шоколадные батончики твоего производства, нужно сказать: «Продвинутые выбирают нашу продукцию!» Т.о. все, или почти все, кто считает себя продвинутым, будут жевать твои батончики. И при этом будут смотреть свысока на тех, кто их не жует. Или, например, если хочешь чего-нибудь выпросить, то сначала нужно сказать примерно следующее: «Знаешь, ты у меня самый лучший друг! Все, кто встречался мне до тебя, были просто лжецами. Ведь согласись, что только ты всегда откликаешься, в отличие от всех этих притворщиков, на мои просьбы, всегда мне помогаешь, всегда рядом со мной, как настоящий друг!» И не важно, откликался ли ваш друг в самом деле или нет, но ему все равно будет приятно услышать о себе хорошее. А, когда он станет соглашаться со всеми вашими словами, тогда и можно будет озвучить следующую «небольшую» просьбу, в которой он, как настоящий друг, уже не сможет отказать. Так же происходит и в духовной жизни. Дьявол пытается совратить с пути спасения людей не только грубыми искушениями, такими, как воровство, пьянство, прелюбодейство, но и тонкой лестью. Он тихонько напевает человеку: «Ты уже так много добился! Так хорошо молишься, так хорошо постишься! Остальные не дотягивают до тебя». Веря этим «песням», человек и в самом деле начинает о себе мнить, как о ком-то великом, расслабляется и идет уже не туда куда хотел, а куда ведет дудка. Православие, в отличие от других христианских течений, настоятельно остерегает верующих от прелести.

Что же такое прелесть? Прелесть, это когда поддаешься лести, пребываешь в состоянии духовной обольщенности. Первым, кто подпал под действие прелести, была Ева. Помните, что обещал ей змий? – «Будите как боги». Так же и к каждому из нас подкрадывается дьявол и прельщает всеми способами.

— А как выражается прелесть?

Святой Русской Православной Церкви, святитель Игнатий (Брянчанинов), на основании святых Отцов древней Церкви очень хорошо раскрывает природу прелести и дает способы борьбы с ней. Он говорит, что состояние прелести проявляется в двух основных формах. Первая, наиболее очевидная, это когда человек стремится к высокому состоянию или духовным видениям, не очистившись от страстей и надеясь на собственное суждение. И, как говорится, на ловца и рыбка, так на жаждущего высоких состояний, приходит «видение». В «Житиях святых» есть такие примеры.

Святитель Никита, Новгородский епископ, перешел к уединенной жизни неподготовленным и против воли своего духовного отца и вскоре стал слышать голос, молившийся вместе с ним. Затем «Господь» стал говорить с ним и послал «Ангела» молиться вместо него, и тот сказал ему, чтобы он вместо молитвы читал книги и поучал всех приходящих к нему. Это он и стал делать, всегда видя «Ангела», который молился рядом с ним. Люди поражались его духовной мудрости и «дарам Святого Духа», которые он будто бы имел, в том числе поражались его всегда исполнявшимся пророчествам. Заблуждение было открыто только тогда, когда отцы из монастыря узнали о его отвращении к Новому Завету, и по их молитвам он раскаялся, его чудеса прекратились, и впоследствии он обрел истинную святость. А вот другой пример.  Преподобный Исаак Киево-Печерский увидел великий свет «Христа», грядущего к нему с «Ангелами». Когда Исаак, не перекрестившись, поклонился «Христу», бесы получили власть над ним и после долгого танца вместе с ним бросили его еле живого. Он также впоследствии обрел истинную святость. Подобных случаев множество, когда «Христос» и «Ангелы» являлись отшельникам и давали им удивительную силу и дары «Святого Духа», приводя их к безумию и самоубийству.

Но есть и другая, менее выраженная форма духовной прелести. Она состоит в том, что человек ищет духовных переживаний. Что здесь имеет в виду Святитель? Наверно, каждый из нас хоть раз в жизни ощутил непередаваемую радость после праздничного Богослужения или после Причащения, когда и солнце ярче начинает светить, и люди вокруг становятся как-то добрее, да и, вообще, хочется сесть где-нибудь в тихом месте и посидеть с самим собой. Это происходит от того, что Господь касается нашей души, дает почувствовать ей, что значит быть рядом с Ним. Такое состояние можно полностью назвать даром, поскольку оно ни на капельку не зависит от нас самих. Однако некоторые начинают искать таких переживаний после каждой своей молитвы и после каждого посещения храма. Они очень скорбят, если ничего не ощутили, а с другой стороны, постоянно получая ожидаемое, укореняются в мысли, что находятся на правильном пути, поскольку всегда «ощущают» Бога. Таким несчастным адресованы слова святителя Игнатия: «Каждый, кто не имеет духа сокрушенного, кто видит в себе какую-либо добродетель или достоинство, кто не придерживается неукоснительно учения Православной Церкви, а на основе того или иного толкования придумал себе собственное своевольное суждение или последовал неправославному учению, находится в состоянии подобного заблуждения».

— Как можно понять, что человек находится в прелести?

Самый простой способ: если человек говорит, что он не в прелести, значит, он точно в прелести. На самом деле мы все находимся в прелести, но в большей или в меньшей степени. Но главная наша задача не в том, чтобы понять, находится ли баба Маша в прелести или нет, а в том, чтобы определить, где мы-то находимся. Если мы каждый день по пять часов проводим в молитве, одежду выбираем такую, что оголенным остается только нос, и едим меньше котенка, у которого «желудок с наперсток», но при этом можем запросто вспылить, когда кто-то не прислушается к нашему мнению, значит мы точно не на правильном пути.

— Все, что вы сказали, относится к людям, ведущим сознательную церковную жизнь. А остальные люди могут быть в прелести?

 Конечно могут. Самый известный пример – «Бог у меня в душе». Это значит, что я живу, хоть и не по правилам Церкви, но все же с Богом, Который приготовил мне уже хорошее местечко в  Царстве Небесном. Однажды один священник принимал исповедь одной женщины перед Причастием. Она назвала почти все грехи своих соседей, мужа, родственников, а своих так и не вспомнила, и даже сказала, что у нее грехов нет, потому что она не ворует и не убивает. Тогда священник, желая вразумить ее, сказал, что в таком случае ей не нужно причащаться, ведь она уже святая. Ожидалось, что женщина поймет, что, хоть она и не убивала никого, но все же ей далеко до святости. Но она, несмотря ни на что, не долго думая, сказала: «Но мне все равно хотелось бы причаститься». Отчего это? Или от простоты, или от прелести. Поэтому, отвечая на ваш вопрос, стоит сказать, что понятие прелести более приложимо к нецерковным людям, нежели к церковным, потому что первые более уверены в своей безгрешности. Ведь как говорят, когда увидят своего знакомого, вдруг начавшего ходить в храм: «Нагрешил, наверно». Нет, в храм идут не тогда, когда нагрешат, а когда увидят, что нагрешили. Это две разных вещи. Многие грешат и не видят.

Поэтому, если мы становимся в ряд с теми, кто «понуждением восхищает Царство Небесное», то нам необходимо не забывать про прелесть, каждый час и каждую минуту подстерегающую нас. Если мы обижаемся, раздражаемся, поучаем, а сами ни к кому не прислушиваемся, значит, стоит остановиться и призадуматься.

Жизнь виртуальна может быть?
Игрушки мы на новогодней ёлке?
А может правила игры
Давно лежат на книжной полке?

Самообманом можно жить
И даже очень наслаждаться,
Но после смерти не жалей
Про вечный шанс в живых остаться.


Слушать аудиопередачу «О прелести»