Храм вмч. Георгия Победоносца
в Мытищах
на территории воинской части

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Сергиево-Посадская епархия
Мытищинское благочиние

О богослужении

О богослужении
Автор текста:
Священник Сергий Себелев

Слово «Богослужение» само говорит за себя. Это действие, в котором самым прямым образом выражается служение Богу, связь с Богом, угождение Богу. Конечно, мы призваны всей своей жизнью служить Ему, но в этом служении человек отрешается от всех житейских забот и, хоть ненадолго, полностью посвящает себя Творцу.  Весь круг суточного Богослужения состоит из нескольких служб: Вечерни, Повечерия, Полунощницы, Утрени, Литургии и часов: девятого, первого, третьего и шестого.

Богослужебный суточный круг начинается с Вечерни, по примеру Моисея, который описывал творение Богом мира, начиная «день» с вечера. Теперь давайте кратко каждую службу.

Вечерня – служба, совершаемая вечером. В ней мы благодарим Бога за прошедший день.

Повечерие – служба, которая совершается после вечерней службы (поэтому и называется повечерием). В ней верующие просят у Бога прощения грехов и покоя во время сна.

Полунощница – служба, совершаемая в полночь, по примеру Спасителя, Который молился в Гефсиманском саду в полночь перед распятием. Эта служба призывает нас всегда быть готовыми к  дню Страшного Суда, который наступит внезапно.

Утреня – служба, совершаемая утром, перед восходом солнца. Этой службой мы благодарим Бога за прошедшую ночь и просим Его благословения на наступающий день.

Первый час – соответствует нашему седьмому часу утра. Им освящается уже наступивший день.

На третьем часе, соответствующем нашему девятому часу утра, вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов.

На шестом часе, соответствующем нашему двенадцатому часу дня, вспоминается распятие Спасителя.

На девятом часе, который соответствует нашему третьему часу дня, мы всмопинаем крестную смерть Господа Иисуса Христа.

Первоначально все эти службы совершались отдельно друг от друга, в положенное для них время. Но с течением времени сохранять такой порядок стало сложнее. В итоге Вечерню, Утреню и первый час объединили в одну службу, которая стала совершаться вечером. А утром совершается третий, шестой час и Литургия. Девятый час, Повечерие и Полунощница сохранились только в монастырской практике.

Эти молитвы, как и другие, имеют много значений, но, мне кажется, что главные из них два. Первое в том, что весь суточный круг Богослужения направлен на подготовку к Причащению, которое совершается на Литургии, главном Богослужении. А второе значение в раскрытии смысла праздника и обучении христиан основам вероучения. При внимательном слушании и чтении текстов молитв, можно извлечь и исторический материал, и догматический, можно найти интересные толкования на отдельные места Священного Писания. Недаром раньше наши предки учились по Богослужебным книгам.

   — Церковно-славянский язык в наше время мало кому понятен, поэтому, единственное, что могут уяснить для себя стоящие в храме – это слова: «Господи помилуй», «аминь» и еще несколько понятных всем слов и выражений, а остальное остается вне разумного восприятия молящимися происходящего. В связи с этим у меня вопрос: сохраняет ли сегодня Богослужение задачу обучения в вере?

Конечно сохраняет. И проблема тут не в церковно-славянском языке. Недаром синонимом слова «учиться» стало выражение «грызть гранит науки». Знания не даются просто и сами собой не приходят. Возьмем мальчика, который смотрит на схему электропроводки и ничего в этих закорючках не понимает. Проблема ведь не в инженере, начертившем схему, а в знаниях мальчика. Если он будет старательно учиться, то вскоре уже начнет что-то понимать, потом все поймет, а дальше, может быть, и сам будет чертить подобные схемы без труда. Но в области естественной науки у нас не возникает таких замешательств, как в области духовной науки. Тут мы думает, что все должно лежать на ладошке. Нет, без «гранита» и здесь не обойтись. Некоторые храмы стали служить на переведенных на русский язык Богослужебных книгах. И что, все разом хлынули в храм и стали разумно верить? Стали некоторые, но картина, в общем, не отличается от общего состояния. Скажу даже больше. Когда на Западе разрешили переводить молитвы с латыни на родной язык, количество верующих не только не увеличилось, но и уменьшилось, потому что священный язык молитвы исчез и все стали слышать ту же речь, что и в кабаке, и в телевизоре. Тут проблема в другом. Просто мы не хотим учиться. Вот скажите, например, какой процент российских школьников владеет английским языком? Наверно, очень маленький. А какой процент российских школьников владеет, чуть ли не в совершенстве, компьютером? Почти все. И ни кого не смущают такие слова, как например: «Word», «Excel», «провайдер», «сервер», «мультисессия» и т.д. Все хорошо получается и без владения иностранным языком. Почему же непонятен церковно-славянский язык, который нам более близок, чем английский? Потому что его просто не хотят знать.  Сейчас, благодаря интернету, можно получить любые знания, не выходя из своей комнаты. В чем сложность найти в словаре перевод хотя бы двух-трех запомнившихся непонятных слов. А завтра еще трех. Через полгода большая часть слов будет понятной. Но это первая задача. Вторя задача – понять не только текст, но и смысл текста. Это тоже можно сделать с помощью интернета, а кроме того, сейчас во многих городах организовываются Богословские курсы, встречи, беседы, на которых для вас найдут и преподнесут все необходимое для пополнения ваших знаний, остается только прийти и внимательно послушать. Поэтому задача не в непонятном языке, в нежелании разумно верить. Так проще, пришел, послушал, отметился и ушел.

— Вечернее Богослужение длится примерно два часа и утреннее примерно столько же. Для чего такие длинные молитвы?

Во-первых, каждый день ходить на службу нас ни кто не принуждает, достаточно прийти на Воскресное Богослужение и на большой праздник (и не будем забывать, что Церковный праздник начинается не с утра, а накануне, вечером). И того, примерно 4 часа в неделю посвятить Богу. В любом мало-мальски современном мобильном телефоне можно посмотреть, сколько всего времени мы проговорили. Давайте засечем, сколько уйдет часов на разговор. А, лучше, если есть два телефона, то с одного звонить только друзьям и близким, и это время засечь. Наберется, наверно, не один десяток часов. Но это время уходит впустую. А, во-вторых, счастливые часов не наблюдают. Я ни разу не встречался с таким, чтобы любящие друг друга люди говорили: «Вот мы встретимся. И сколько мы будем с тобой разговаривать?» Это абсурд. Сколько бы ни общались, все равно мало. И четыре часа в неделю это не много. Да, полюбить Богослужение сразу не возможно, но без труда не выловишь и рыбку из пруда. И знаете, что может помочь полюбить молитву? Это понимание того, о чем молишься. Если вы знаете, кто написал эту молитву, как он жил, когда написал, какие оттенки имеет перевод того или иного слова, молитва не будет в тягость.

Т.о., подводя итог нашей беседе, повторю, что все Богослужение (а не только Литургия, как думают многие) направлено на подготовку души к великому Таинству Причащения Тела и Крови Христовой. И, кроме того, оно учит нас истинам веры. А поймет эти истины только тот, кто хочет понять.

Мой Храм меня встречает тишиной,
где свежий воздух- древних стен прохлада,
Вся суета осталась за спиной,
Душе уставшей церковь как награда.

Здесь нет призывов, суетных речей,
немыслимо злословие и крики,
мерцает пламя золотых свечей,
на тёмных досках оживают лики.

Их доброта струится от икон,
Под взглядами Святых немного трушу
и бьётся в сердце колокольный звон,
когда пред Богом обнажаю душу.

Хоругви тихо плещут за спиной,
у Царских врат склоню свои колени.
С престола Бог беседует со мной,
Ему раскаюсь в праздности и лени.

Мой храм меня встречает тишиной,
Привычны взгляду старые иконы.
Вся суета осталась за спиной,
Здесь мир иной и здесь свои законы.

Юрий Соловьев.

Слушать аудиопередачу «О богослужении»