Храм вмч. Георгия Победоносца
в Мытищах
на территории воинской части

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Сергиево-Посадская епархия
Мытищинское благочиние

Страсти

Страсти
Автор текста:
Священник Сергий Себелев

Состояние человека после грехопадения Адама и Евы можно сравнить с состоянием тяжелобольного человека, который во что бы то ни стало должен дойти до определенной цели, чтобы спастись от погибели. Цель, до которой нужно дойти, это Царство Небесное. Если человек не дойдет до нее, то умрет вечной смертью. Поэтому, чтобы успешно дойти до цели, необходимо бороться со своими, конечно же, духовными недугами, называемыми страстями.

«Ох! Страсть как люблю мороженое!» — привычное повседневное выражение, обозначающее большое желание, в данном случае, поесть мороженого. Никто не придает этом и подобным ему выражениям ни тени отрицательного значения. Но уже это безобидное высказывание очень ярко показывает болезненное состояние человеческой души и порабощенное состояние человека.

Почему Церковь так усиленно борется со страстями и почему людям так не нравится эта сторона Церкви?

Если всмотреться в этимологию слова «страсть», можно увидеть, что оно имеет один корень с существительными «страх» и «страдание». Страх есть потрясение душевного спокойствия и страсть тоже. Чувства страсти не может быть без чувства страха, пусть даже и небольшого, потому что всегда опасаешься лишиться той вещи, которую чрезмерно любишь. Страх и страсть можно назвать двумя потрясениями души. Одно рождается от желания иметь любимую вещь, другое от боязни лишиться или  не получить ее. Но оба они объединяются страданием. Итак, страсть, как горячая любовь или, правильнее сказать, горячее желание чего либо, очень крепко вошла в нашу жизнь. Мы можем страстно желать мороженое, сериал, компьютерную игру, человека, покой и т.д. У каждого человека наберется приличный список страстей. Поэтому любой, услышав, что Церковь призывает бороться со страстями, естественно, насторожится и подумает, стоит ли ему вступать в такую Церковь. Это ответ на вторую часть вопроса. Теперь перейдем к первой части.

В нашем языке одно слово может иметь несколько значений. Например, раньше слово «красный» обозначало «красивый», а теперь только определяет цвет. Слово страсть тоже в просторечии значит «большое желание». В этом желании может и не быть ничего плохого, например, когда человек в знойный летний день, испытывая сильную жажду, говорит: «Страсть, как хочу пить!» Что ж плохого в этом желании? Не с этой страстью должен бороться христианин. Другое значение слова страсть – это страдание, приносимое поврежденной природой, склоняющее человека на грех. Как телега, имеющая одно  колесо меньше другого в диаметре, поворачивает всю телегу, так и повреждение, полученное через адамов грех, склоняет человека с большой силой в свою сторону. Вот эту испорченность каждый должен в себе побороть.

— Какие бывают страсти?

Основные страсти следующие: гордость, тщеславие, чревоугодие, гнев, блуд, сребролюбие, уныние, печаль. Остальные или коренятся на этих страстях или являются разновидностью одной из них. Например, страсть к сладкому — не что иное, как страсть чревоугодия; страсть к управлению другими – это страсть тщеславия. Один из святых сводит все страсти к трем основным, это так называемое правило «три с»: самолюбие, сластолюбие, сребролюбие. Ведь гордость, тщеславие, грев, печаль и уныние коренятся на самолюбии; чревоугодие и блуд – разные проявления сластолюбия. Уточню, что сластолюбие – это не любовь к сладостям, а любовь к услаждениям различного рода.

— Вы сравнили страсти с духовным креном, что это значит?

Все страсти рождены из хороших качеств души или из обычных потребностей человеческого тела. Но, когда эти качества и потребности извращаются, превращаются в самоцель, тогда они становятся страстями. Например, Бог дал человеку стремление к совершенствованию, а человек извратил это стремление к неразумному желанию быть лучше всех, к первенству; для человеческой природы естественно желание утоления голода, а если его превратить в самоцель, то получится обжорство и чревоугодие, и так со всеми страстями. Каждая страсть является наркоманией в ослабленном или уменьшенном виде. Кажется, ну что плохого в том, что человек получает наслаждение от приема пищи? Вроде, и ничего плохого. Но, вот, лиши этого человека объекта его страсти, тогда и проявится вся сила страсти. Страсть пленяет человека тем, что дает ему особые наслаждения: наслаждение вкусом, наслаждение властью, наслаждение местью, наслаждение похотью. А, зацепив на крючок наслаждения, уводит далеко от Бога, в погибель. Можно задаться вопросом, как наслаждения уводят от Бога? А вот как: большинство людей не хотят идти в храм, потому что им нужно будет отказаться от «радостей жизни». Перед человеком выбор, либо идти в сторону наслаждения всеми благами жизни, либо идти к Богу, ограничив себя в этих благах. Подчеркиваю, что Церковь не принуждает нас отказаться от благ и наслаждений, а призывает ограничиться в них.

— Если бы Церковь не ограничивала наслаждения, то и количество верующих было бы больше. Что плохого в том, что человек получает наслаждение?

Плохого в наслаждениях ничего нет, любое удовлетворение естественных потребностей дает наслаждение, а удовлетворение духовных потребностей дает радость. Нормальное состояние человека, когда дух подчиняется Богу, тело подчиняется духу. После грехопадения тело стало бороться с духом, а дух стал подчиняться не Богу, а все и всех подчинять себе. Любая страсть ставит в центре «Я» человека. Как наркоман готов убить ради того, чтобы получить новую дозу, так и страсть побуждает идти на любые жертвы, ради ее удовлетворения. Попробуйте отказать себе в той или иной страсти и почувствуете мучение. Это и есть ее сила, ее господство над нами, и наша подчиненность ей.

Главные заповеди Божии – это любовь к Богу и ближнему, а главная заповедь страсти – получи от всего наслаждение. Страсть не дает место любви. Страстный человек становится подобным Черной дыре, засасывая в себя все, и чем больше он получает наслаждение, тем больше его нужно. А, в конце концов, когда есть возможность получить удовлетворение всех страстей, жизнь перестает иметь смысл, потому что наслаждения имеют конец. Господь предлагает нам радость пребывания с Ним. Радость не может закончиться никогда, потому что она не имеет предела. Можно бесконечно радоваться, видя смеющегося ребенка или красоту Божьего творения, но нельзя бесконечно получать удовлетворение от одного и того же наркотика, как нельзя бесконечно наслаждаться одной и той же степенью власти.

— Могут ли быть хорошие страсти, например, страсть творчества, страсть к красоте, страсть к защите слабых?

В житиях многих святых говорится, что они вожделели более всего служить Богу, т.е. они приобрели страсть к угождению Ему. Святые во главу угла поставили Бога и ради Него могли отказаться от всего, даже от собственной жизни. Это нормальное состояние, такое состояние мы все должны приобрести. Но часто бывает так, что с видимой стороны страсть хорошая, а внутри, может быть, незаметно для самого человека, она не так уж и хороша. Например, страсть творить и созидать нечто прекрасное и необыкновенное, часто сопряжена с гордостью и т.д. Все страсти начинаются с хорошего.

Т.о. страсть – это болезненное состояние человеческой души, когда человек не в силах справиться с собственными желаниями. Такое состояние говорит о том, что в человеке главенствует тело над душой, а значит самое главное в жизни не Бог, а я сам. Подчиненность человека страстям не только лишает его вечного спасения, но и мешает нормальному существованию, потому что многие страсти выливаются в психические болезни и фобии.

В беспечности я прежде жил,
Не думал о любви, о Боге,
Души богатство расточал
И по широкой шел дороге.
Я жил в пороках и грехах,
В грязи и тине развращенья,
Пленяясь мерзостью страстей,
К добру питая отвращенье.
В забавах время проводил,
И блеском мира ослеплялся,
Бывал в пирах, и на балах
Плясал, и лицами прельщался.
Имея множество друзей,
Их за богатство уважал,
Но бедных ставил ни во что
И даже дерзко презирал.
Я был тогда настолько слеп,
Что зло не мог за грех считать:
Старался больше богатеть
И не стыдился похищать...
Но чудно то… Бог милосерд —
Всем грешникам дает спасенье,
И мне, по милости Своей,
Он дал святое просвещенье…
И после долгах грешных лет
Узрел я всю свою беспечность,
С слезами каюсь в тех грехах,
Трепещу, вспоминая вечность.

Прохор Окаянный. Раскаяние грешника


Слушать аудиопередачу «Страсти»