Храм вмч. Георгия Победоносца
в Мытищах
на территории воинской части

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Сергиево-Посадская епархия
Мытищинское благочиние

Гордость и тщеславие

Гордость и тщеславие
Автор текста:
Священник Сергий Себелев

«Человек! – это звучит гордо!» — сказал некогда русский классик, и все с ним радостно согласились. А о том, что нужно иметь «хоть чуточку гордости» мы или слышали от других, или сами говорили. Гордость и чувство самолюбия часто ассоциируется с чувством достоинства. В современном мире, особенно важно не потерять своего достоинства среди других людей. Сам тебя никто просто так уважать не будет, наоборот, каждый так и ищет, как бы продвинуть свою личность на пьедестал славы, поэтому нужно внимательно следить за своим авторитетом. И, таким образом, гордость все больше приобретает качество благородного чувства. Так ли это на самом деле?

Библия повествует о том, что самая первая катастрофа в духовном плане произошла на Небе и именно по причине гордости. Денница, самый красивый и самый сильный ангел, возгордился и захотел создать свой престол и сам стать богом. За ним последовало множество ангелов, которые, по причине отпадения от Бога, стали бесами. Самая великая и страшная катастрофа для человека произошла в Раю и тоже по причине гордости. Сатана в виде змия сказал Еве: «… Знает Бог, что в день, в который вы вкусите их (плоды с древа познания добра и зла), откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. То самое чувство собственного достоинства, о котором мы говорили, помогло Еве преступить заповедь Божию. Ева не была удовлетворена настоящим своим положением (о котором, кстати, нам сейчас и мечтать нельзя) и захотела сама стать богом, а получилось то, что получилось. Она увидела, что нага, узнала, что теперь она не бессмертна, что ей теперь в муках рожать и т.д. Одним словом, вышло не так красиво, как хотелось бы.

Я уже говорил, что гордость в корне своем имеет данное Богом святое чувство – чувство стремления к Совершенству с большой буквы, т.е. к Богу. И Ангелы и люди по замыслу Божию не должны пребывать статично, но бесконечно совершенствоваться, приближаясь к Богу. Но существо, обладающее свободной волей, имеет возможность развернуть это стремление в какую угодно сторону, в том числе и на себя. Если эта энергия направляется на другой предмет, рождается идолопоклонство, а, если на себя, то гордость, что тоже можно назвать идолопоклонством.

После грехопадения все внутренние ориентиры человека сбились благие качества, данные Богом, превратились в страсти. И теперь человеку проще устремиться не к Богу, а к самому себе. Это и есть страсть гордости. Это всего лишь болезнь, но она может произвести на свет своих чад – грехи гордости.

— Какие это грехи?

Это гордость, самолюбие, тщеславие и другие грехи, связанные с обращенностью на себя. Гордость рождает гнев, зависть, осуждение.

— Чем отличается тщеславие от гордости?

 Тщеславие и гордость соотносятся друг с другом как зерно и хлеб или как начало и конец. Тщеславие – дословно пустая, тщетная слава. Это состояние, когда человек ищет себе славы. Естественно, что в таком состоянии человек зависит от оценки окружающих. Усилившееся тщеславие рождает гордость.

— Как узнать, что в тебе есть гордость или тщеславие?

Первыми признаками тщеславия является самооправдание, жажда похвал, нетерпение укоров и поучений, жажда руководить другими и нежелание подчиниться. Тщеславие любит зрителей и злых в их присутствии делает ласковыми, глупых – сосредоточенными, жадных – щедрыми и все это ради зрителей. Очень хорошо отвечает на этот вопрос Нижегородский архиепископ Иаков: «Чтобы понять, ощутить ее, замечай, как ты будешь себя чувствовать, когда окружающие тебя сделают что-либо не по-твоему, вопреки твоей воле. Если в тебе рождается прежде всего не мысль кротко исправить ошибку, другими допущенную, а неудовольствие и гневливость, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если и малейшие неуспехи в твоих делах тебя опечаливают и наводят скуку и тягость, т.ч. и мысль о Промысле Божием, участвующем в делах наших, тебя не веселит, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если ты горяч к собственным нуждам и холоден к нуждам других, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если при виде неблагополучия других, хотя бы то врагов твоих, тебе весело, а при виде неожиданного счастья ближних твоих грустно, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если для тебя оскорбительны и скромные замечания о твоих недостатках, а похвалы о небывалых в тебе достоинствах для тебя приятны, восхитительны, то знай, что ты горд и горд глубоко».

И получается, что гордость совсем не признак полной свободы и полного достоинства, наоборот, гордость – это инструмент, благодаря которому можно очень крепко привязать и направить, куда сам захочешь. Согласитесь, ведь стоит в присутствии большого числа людей сказать: «Друг, ты ведь умный человек, у тебя ведь хорошее, даже блестящее образование, да и среди окружающих ты всегда слыл мудрым человеком, согласись, что…». И в это «что» можно вкладывать все, что угодно. И если он умный человек, то подпишется под всем, чтобы только его считали умным и продвинутым. Сколько людей село на иглу, спилось, сколько семей распалось и жизней искалечилось ради этого мнимого уважения и всеобщего признания.

— Смирение – добродетель, противоположная гордости. Что о ней вы можете сказать?

За время советской власти понятие смирения очень изменилось. Стало считаться, что смиренный человек – слабовольный, трусливый, податливый на любое приказание человек. Современная молодежь сказала бы, что это, простите, лох. На самом деле, гордость отражает слабость, в то время как проявление смирения часто требует мужества и силы.

Может вы удивитесь, но смирение как раз таки и есть чувство достоинства, но только не собственного, а божественного.

— Какая между ними разница?

Чувство собственного достоинства направлено на защиту собственного «Я», у чувство божественного достоинства направлено на защиту образа Божия. Это тоже в какой-то степени самозащита, но она на заканчивается на «Я» человека, а проходит сквозь него и устремляется к Богу. Гордый человек струсит идти против общего мнения, если это грозит ему потерей авторитета, а смиренный не взирает ни на что, он желает только не испортить в себе образ Божий и не идти против истины. Иисус Христос был самым смиренным человеком, но сделал плетку и выгнал ей торгующих из храма. Он советует давать  левую щеку, тем, кто ударит по правой, но, когда на суде Его ударили по щеке, Он спросил, за что Ему это сделали, потому что в данный момент Он отстаивал истину. Он имел мужество не отвечать Понтию Пилату, не потому что гордость Ему это не давала делать, а потому что в этот момент нужно было молчать, а не говорить. Бердяев так говорил о смирении: «Смирение есть раскрытие души для реальности… Считать себя самым страшным грешником — есть такое же самомнение, как считать себя святым…Смирение есть не самоуничтожение человеческой воли, а просветление и свободное подчинение ее истине». Смиренный человек выходит за пределы самолюбования и делает то, что нужно делать, он не ориентируется на мнение других, а только на Самого Бога. Гордый человек стремится к славе и почету от других. Он направляет всю свою энергию на самого себя, сворачивается, как стружка вокруг своей пустоты. И в итоге он получает не только насмешки за спиной от тех, кто боготворит его в лицо, но и теряет возможность вечного спасения, потому что вектор его движения был выбран неправильно.


Слушать аудиопередачу «Гордость и тщеславие»