Храм вмч. Георгия Победоносца
в Мытищах
на территории воинской части

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Сергиево-Посадская епархия
Мытищинское благочиние

Гнев

Гнев
Автор текста:
Священник Сергий Себелев

Апостол Павел, обращаясь к ефесским христианам, пишет: «Гневаясь, не согрешайте». Что же, получается, что можно безгрешно гневаться? Да, можно. Гнев, как и все страсти в основе своей благ и заложен Богом. Гнев можно сравнить с иммунной системой души, которая начинает работать при приближении греха и диавола. Гнев дает первый толчок, чтобы начать борьбу с грехом. Например, чтобы бросить курить, нужно разозлиться на самого себя. Образец такого гнева нам показывает пророк Давид, который от всего сердца простил своего обидчика, который был уже у него в руках, и он мог сделать с ним все, что угодно. Так, когда Семей, бросая камни в царя Давида, вслух злословил его пред всеми, один из сторонников царя, в отмщение за такое оскорбление, хотел его убить, но Давид, негодуя на такое намерение своего друга, приказал сохранить жизнь Семею.

Но, к сожалению, и в этой области у человека тоже произошел сбой. Поэтому гнев не ограничивается борьбой с грехами, но распространяется на все вокруг.

— Можно ли дать гневу какое-нибудь определение?

Гнев есть желание сделать огорчившему зло. В нем проявляется свойство иммунной системы, которая направлена на уничтожение.

— Какие грехи рождает страсть гнева?

В первую очередь рождаются следующие грехи: ярость, ненависть, зависть, ревность, злопамятство, зложелательство, сквернословие. Сюда же можно отнести жестокое отношение к животным, желание мучить и причинять боль беззащитным существам. Например, ребенок ломает игрушку, затем издевается над лягушкой, отрывает лапки у кузнечика. Причиняя боль другим, он начинает испытывать наслаждение. Из таких людей часто вырастают маньяки и садисты, которые не только убивают, но подвергают пыткам свои жертвы.

Интересно, что гнев легко сочетается с другими страстями. В результате такого синтеза появляется целый спектр цветов и оттенков, как при преломлении луча через кристалл.

При сочетании гнева со скупостью появляется ненависть к нищим. Скупец смотрит на них как на агрессоров, которые покушаются на его имущество и благополучие. Гнев, соединенный с печалью, порождает раздражительность, досаду, ропот и хроническое недовольство всем и всеми. Гнев, соединенный с унынием, порождает ненависть и презрение к жизни, протест против промысла Божьего, хулу на Бога, и нередко агрессивный атеизм. Такое состояние является предвестником отчаяния и бывает одной из причин самоубийства. Гнев, соединенный с тщеславием, порождает зависть, злопамятство и мстительность. Для такого человека враг уже тот, кто в чем-то превзошел или опередил его. Он готов употребить против своего «соперника» самые низкие средства: язвительные насмешки, сплетни, клевету и донос. Гнев, соединенный с гордыней порождает ненависть к человечеству, фанатизм и беспощадность. Римский император Калигула говорил, что жалеет о том, что у человечества нет единой шеи, чтобы отрубить ему голову одним ударом меча.

— Православная Церковь не запрещает участия в войне, если речь идет о защите своей Родины. Но без гнева не возьмешь в руки автомат, а тем более, не выстрелишь в противника. Что же, этот гнев тоже не является грехом или цель оправдывает средства?

Нет, конечно, принцип «цель оправдывает средства» в Православии не имеет места. Гнев, который имеет место на войне, называется праведным гневом. Это не тот гнев, который ищет, как бы стереть с лица земли всякого, кто причинил ему неприятность, а тот, который не может допустить смерти беззащитных людей и надругательства над родными по крови людьми. Поэтому Церковь отрицательно относится к захватнической войне. В ней нет места любви. И, поэтому, с древних времен  русские солдаты не убивали тех, кто сдавался в плен. Нужно понять, что время войны – это не дозволенность на все. Тут не должно быть места личной обиде, а только желание прекратить зло. А нежелание защищать Родину может стать еще большим злом, потому что это равноценно тому, что человек своими руками отдал своих родных в руки врагу.

—  Говорят, что язва желудка чаще всего у гневливых людей. Это правда?

Действительно, все душевные страсти  физически отражаются на теле одержимого страстью. Например, гордость может привести к шизофрении, чревоугодие – к различным заболеваниям желудочно-кишечного тракта. А гнев – к язве желудка, но, конечно, не в стопроцентной зависимости. Однако, первое, к чему приводит гнев, так это к помрачению рассудка. Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Увеличение тумана сгущает воздух, и движение раздражения огрубляет ум гневливого». Человек не может правильно мыслить, когда находится в состоянии гнева.

Если гневливый не находит возможности сорвать свой гнев, то начинает метаться по своей комнате, подобно дикому зверю в клетке, при этом ломает мебель, бьет посуду, а иногда и себя самого бьет или кусает. Пока человек находится в этом состоянии, он полностью уверен в своей правоте и в том, что он борется за справедливость. Но нередко, когда гнев утихнет, появляется стыд и раскаяние за причиненную боль и обиды. А некоторые целенаправленно увеличивают гнев, превращая его в ярость, и дают ему спуск. При этом получают звериное наслаждение, отдаются этому чувству как сладострастию.

— Как победить гнев?

Если кто хочет победить гнев, то должен начать с молчания. В первое время это будет так же трудно, как трудно не вскрикнуть при ожоге. Но нужно понять, что в этом состоянии ничего хорошего сказать не получится. Во всяком случае лучше помолчать и успокоить самого себя. Если сумеешь промолчать, то первая победа за тобой. И плодом этой победы будет душевный мир. Но это не конец. Гнев побеждается кротостью.

— Что такое кротость?

Святой Иоанн Лествичник так определяет кротость: «Кротость есть неподвижное устроение души, пребывающее одинаковым при бесчестиях и похвалах». Т.е. это такое состояние души, когда она не воспламеняется ни при оскорблениях, ни при похвалах. Некоторые путают кротость с трусостью. Между ними нет ничего общего. Трус и свою родную мать, и жену отдаст тому, кто угрожает ему, а кроткий пропустит мимо своего сердца оскорбления в свой адрес, но не даст в обиду своего ближнего. Вот возьмем, например, святителя Николая. Это великий святой. Но, когда Арий стал распространять страшную ересь, увлекающую в бездну ада множество людей, Святитель на Соборе, опровергая неправоту Ария, даже ударил его по щеке. Многие это восприняли, как жестокость. Святителя даже посадили в заточение, но Господь некоторыми знамениями показал всем, что Божий Угодник не согрешил, поступив так.

В заключение хочу привести еще одно замечательное выражение святого Иоанна Лествичника: «Если Дух Святой есть мир души, а гнев есть смятение сердца, то ничто не полагает такой преграды пребыванию Его в нас, как раздражительный гнев».


Слушать аудиопередачу «Гнев»