Храм вмч. Георгия Победоносца
в Мытищах
на территории воинской части

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Сергиево-Посадская епархия
Мытищинское благочиние

Смерть

Смерть
Автор текста:
Священник Сергий Себелев

Тема нашей передачи многим, может быть, покажется неприятной и страшной, но она обязательно должна быть нами затронута, потому что всем нам, рано или поздно, придется с этим столкнуться. Сегодня мы поговорим о смерти и о том, как к ней должен относиться и готовиться каждый православный христианин.

Смерть – это пограничная зона, конец земного, временного, пути и начало вечной жизни. Некоторые сравнивают момент смерти с моментом разрушения скорлупы яйца, когда из него вылупляется птенец. Жизнь яйца заканчивается, но начинается новая жизнь, ради которой и существовала вся эта прочная оболочка. Ведь яйцо существует не ради самого себя, а ради того, кто в нем развивается.

В эту жизнь каждый из нас тоже приходит не ради того, чтобы добиться высокого положения, не ради того, чтобы заработать на Мерседес и выстроить огромный особняк. Эту жизнь можно сравнить с взлетной полосой, по которой мы должны разогнаться и взлететь на Небо. Но некоторым нравится красота вокруг полосы, они останавливаются и начинают кружить по ней, строят себе дома, и забывают для чего они тут. Но смерть не дремлет. Она приходит к каждому, когда сама захочет, а, вернее, когда определит Бог, и жизнь прекращается. Это мы видим каждый день, но тщательно стираем из своей памяти и всеми силами отгоняем мысли о вечности, которые так настойчиво подходят при виде знакомого человека, лежащего бездыханным в своем последнем одре. А за порогом смерти нас ждет не пустота, а жизнь, в которой, в отличие от земной, не чередуются скорби и радости, но ждет либо вечная радость, либо вечное мучение. Поэтому очень важно правильно подготовиться к этому переходу.

— Человек перед смертью начинает видеть умерших родственников, Ангелов и злых духов. Что об этом говорит Церковь?

Да, те, кто находился вблизи умирающего в последние часы его жизни, видели, как лицо этого человека принимало вид то радостный, то испуганный. Часто перед смертью люди разговаривают с умершими родственниками, которых никто из живых, естественно, рядом с собой не видит. Более яркое представление о том, что происходит с человеком после смерти, дают рассказы людей, переживших клиническую смерть.

Из этих рассказов мы можем делать вывод, что на смертном одре людям являются души умерших родственников и знакомых. Одна женщина, пережившая клиническую смерть, рассказывала, что она видела душу другой женщины, незнакомой ей, которая умирала в соседней палате. Святитель Григорий Двоеслов описывал случай, когда один грешник, умираюя, попросил сходить к некоему умирающему Стефану, которого никто не знал, чтобы сказать ему, что «корабль готов, чтобы отвезти их в Сицилию». Сицилия в то время была полна активных вулканов, поэтому представляла собою образ ада.

Однако, заметим, что европейцам в смертный час являются умершие родственники, а индейцам, например, боги, которым они служили на протяжении своей жизни. Мы знаем, что души умерших не могут принимать участие в жизни еще живых людей, поэтому представляется невероятным, что они приходят и встречаются с умирающим. Известный современный церковный писатель, иеромонах Серафим (Роуз), в своей книге «Душа после смерти», ссылаясь на святых отцов, высказывает предположение, что под видом умерших родственников являются либо Ангелы, либо злые духи, чтобы дать неправильное представление о загробной жизни. Тем более понятно, кто является индейцам в виде богов.

— С чем связано поминовение усопших на 3-ий, 9-ый и 40-ой день после смерти?

В Церкви нет догматического учения о том, что происходит с человеком после смерти. Нет и общего шаблона или правила, по которому развиваются дальнейшие события с душой после оставления тела. Но большое количество схожих случаев дает нам основание предполагать следующее.

После смерти душа два дня находится на земле в относительной свободе. Она может ходить по тем местам, которые ей были особо дороги при жизни. При этом ни память, ни способность мышления не отнимаются у человека, но, наоборот, еще более обостряются. На третий день душу ждет важное и страшное испытание, которое называется «мытарство», что можно перевести как испытание. В это время Ангел-Хранитель ведет душу к Богу, а на этом пути к душе подступают бесы, которые пытаются вырвать душу у Ангелов. Они показывают все злые дела, которые человек сделал при жизни. Если человек искупил грехи, о которых они говорят, то он проходит дальше, а если нет, то они забирают душу с собой. Наши молитвы в этот момент очень важны, потому что они могут покрыть те злые дела, на которые у умершего не хватает добрых дел. Таких мытарств всего двадцать: мытарство чревоугодия, гордости, гнева и т.д. Подробно об этом вы можете почитать в книге «Мытарства блаженной Феодоры». Но иногда мытарства начинаются раньше или позже третьего дня. Хочу привести рассказ святого Иоанна Лествичника об одном умирающем монахе:

«За день же до кончины своей он пришел в исступление и с открытыми глазами озирался то на правую, то на левую сторону постели своей и, как бы истязуемый кем-нибудь, он вслух всех предстоявших говорил иногда так: „Да, действительно, это правда; но я постился за это столько-то лет“; а иногда: „Нет, я не делал этого, вы лжете“; потом опять говорил: „Так, истинно так, но я плакал и служил братиям“; иногда же возражал: „Вы клевещете на меня“. На иное же он отвечал: „Так, действительно так, и не знаю, что сказать на сие; но у Бога есть милость“. Поистине страшное и трепетное зрелище было сие невидимое и немилостивое истязание; и что всего ужаснее, его обвиняли в том, чего он не делал. Увы! Безмолвник и отшельник говорил о некоторых из своих согрешений: „Не знаю, что и сказать на это“, хотя он около сорока лет провел в монашестве и имел дарование слез… В продолжение сего истязания душа его разлучалась с телом; и неизвестно осталось, какое было решение и окончание сего суда и какой приговор последовал».

После третьего дня, т.е. после решения о посмертной участи, душа до 40-го дня знакомится с загробным миром. При этом, с райскими селениями она знакомится до 9-го дня, а остальное время – с местами вечных мучений. Поэтому в эти дни так же установлено особое поминовение усопших.

— Как правильно подготовить человека к смерти?

Во-первых, готовиться к смерти нужно сразу же после рождения на протяжении всей жизни. Не нужно надеяться на то, что за последние несколько минут можно будет исправить гору, навороченную за десятки лет.  А, во-вторых, несмотря на образ жизни, который вел человек, нужно его все-таки подготовить по-христиански. Нужно убедить его в необходимости Исповеди и Причащения. Пусть он вспомнит все свои злые дела, покается в них перед священником и причастится Святых Христовых Тайн. Так же очень важно, чтобы было совершено Таинство Соборования, в котором прощаются забытые и неисповеданные грехи. Хорошо будет, если получится пригласить священника в предсмертный час, чтобы он прочитал особые молитвы, специально составленные для этого момента.

— Что делать после того, как человек уже умер?

Во-первых, нужно позаботиться о том, чтобы об умершем читалась Псалтирь либо родственниками, либо пригласить для этого специального человека. Думаю, вы уже поняли, что молитва для умершего очень важна. Затем, важно позаботиться, чтобы усопшего отпели, желательно в церкви. Если нет возможности отпеть в церкви, можно пригласить священника домой. И прошу всех забыть о заочном отпевании. Да оно еще существует, но это наследие советского времени, когда невозможно было открыто пригласить священника к себе домой. А потом важно правильно поминать  усопшего.

— А как правильно поминать умерших?

Самое главное поминание – церковное поминовение на Литургии, когда, частицы, вынутые священником из просфоры за людей, которые были вписаны в записку, высыпаются после окончания Литургии в Чашу с Кровью Христовой и священник молится: «Омой, Господи, грехи, поминавшихся здесь, честною Твоею Кровью». В разных храмах такая записка называется по-разному: где-то это заказная записка, где-то обедня. Просто нужно попросить записать умершего на такое поминовение, где вынимается частичка.

Одному монаху было видение святого, который просил помянуть на Литургии своих родителей. Монах возразил, что он святой, стоит перед Богом и, наоборот, мы должны просить у него молитв. На это святой ответил, что поминовение на Литургии выше его молитв.

Следующий способ поминовения – это поминальные трапезы. Но, к сожалению, часто такие трапезы превращаются в попойку и не только не приносят пользу усопшему, но могут принести и вред. Вообще, поминать полагается без спиртного, т.к. вино – символ радости, и, если на дворе пост, то поминать постной пищей.

Еще очень важно для облегчения посмертной участи умершего творить милостыню. Лучше не устанавливать блистательные памятники, а помочь тем, кто будет молиться за усопшего.

В заключение повторю, что никто из нас не избежит встречи с вечностью. И в наших руках, какой будет эта встреча, радостной или горькой.


Слушать аудиопередачу «Смерть»