Храм вмч. Георгия Победоносца
в Мытищах
на территории воинской части

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Сергиево-Посадская епархия
Мытищинское благочиние

Конец света

Конец света
Автор текста:
Священник Сергий Себелев

Конца света, так же как и Антихриста, ждет все человечество. Однако эти ожидания чаще всего наполнены предрассудками и фантазей. Конечно, каждому интересна загадка появления этого мира, и не менее интересен конец мира. А то, что миру придет конец, понимает каждый здравомыслящий человек. Наша земля уже не та. Она уже не «пышет» здоровьем, ее богатства истощены. Она уже не похожа на прекрасную деву, а на больную старушку, лежащую на смертном одре, и над которой делают мучительные опыты. Но и за пределами Земли есть признаки старения мира. Вот и думает человечество: отчего вселенная закончит свое существование? От метеорита? От того, что Солнце потухнет? От ядерной войны? Или от войны с пришельцами?

Христиане тоже ждут конца света, но наше ожидание связано не с катаклизмами и не со злой волей человека, а с Вторым пришествием Христовым. Конечно не Господь Своим пришествием разрушит вселенную, а человек своими грехами, но конец человечества будет не бессмысленным (взорвалась ядерная бомба, например, или метеорит разнес Землю, и все), нет. Человеческая греховность доведет мир до погибели, но в самый пик разрушения придет Христос для того, чтобы судить все народы. Воскреснут все жившие на земле и предстанут перед Богом. Такое ожидание конца света имеет коренное различие с теми, которые царят в массах. Главное из них в том, что к концу света нужно готовиться нравственно. Не нужно искать супер-героя, который смог бы предотварить Армагедон. А нужно смотреть за самим собой, потому что конец света все равно рано или поздно наступит, а за ним и Страшный Суд.

Вот как Господь описывает последний Суд над человечеством: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную».

Как видим, за концом света нет пустоты. Жизнь будет продолжаться, но она будет совсем другой.

— В приведенном вами отрывке образно представлен критерий суда. В нем нет и речи о том, что человечество будет судимо за исповедование другой религии, за то, что некоторые не соблюдали поста, не ходили в храм, не читали утренних молитв. Почему тогда приходится слышать в храме о большой необходимости соблюдения религиозных предписаний?

Вы правы, что в этом евангельском отрывке ничего не говорится о соблюдении ни одного религиозного предписания. Но, во-первых, нельзя слова Евангелия как-либо толковать в отрыве от всего контекста Писания, а, во-вторых, это притча, изображающая кончину мира. В притче есть главная мысль, а есть средства, помогающие передать эту мысль. Поэтому все слова притчи не нужно понимать буквально. Например, в притче о богаче и бедном Лазаре говорится, что бедняк после смерти был вознесен на «лоно Авраамово». Что такое лоно? Это утроба. Что же, праведники, исходя из этой притчи, будут жить в животе у Авраама? Конечно, нет. Главная цель приведенного отрывка о Страшном суде в том, чтобы показать, что критерий суда будет в любви. Чтобы показать, что любить нужно каждого человека, не зависимо от его этнических, культурных, религиозных и иных принадлежностей, потому что каждый человек есть образ Божий. И те, кто окажет любовь, наследуют «жизнь вечную». Если бы было все так просто, то не нужно было бы Евангелие, которое каждой своей буквой учит ни о чем ином, как о том, что нужно сделать, чтобы получить эту вечную жизнь. И пришествие Христово было бы не нужно. Можно было бы заняться социальной деятельностью и войти в рай. А в Писании говорится, что для вечной жизни нужно креститься и верить в Христа, нужно причащаться Его Тела и Крови, нужно молиться, нужно не оставлять ни одну из малых заповедей, нужно собираться для молитвы и т.д. Если вчитаетесь в Евангелие, то поймете, что Православная вера вытекает из него, а не из кабинета патриарха или какого-нибудь богослова.

— Как будет происходить суд? Что, неужели, откроют книги с добрыми и злыми делами и будут разбирать грехи каждого в отдельности? На это уйдет не меньше времени, чем история мира.

В Откровении Иоанна Богослова читаем: «И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное». Здесь говорится о книге жизни, по которой каждый будет судим. Но говорится и о том, что ад и смерть были повержены в озеро огненное. Ад – это существо? А смерть – это что за создание? Конечно, это символ победы над силой ада и смерти, которых боялся каждый человек, но которую не будут бояться уже праведники. Книга жизни – это тоже символ, облегчающий понимание. Нам, например, когда мы изучаем в школе строение атома, представляют его в виде шара-ядра, вокруг которого летают маленькие шарики-электроны. Это соответствует действительности? Ни капельки. Но это помогает понять строение микрочастиц. Нет в Царстве Божием ни книг, ни ручек, ни чернил. Мы уже перешли на более совершенные носители информации, чем книга. Мир духовный более совершенный. И носитель информации о наших делах – это наша совесть. Трудно сказать, как будет происходить суд, но очевидно одно: и плохие, и добрые дела отдельного человека будут видны всему человечеству.

— Почему говорится, что люди воскреснут на суд? Для чего нужно тело в вечной жизни?

Человек – это душа и тело. Без тела человек не человек. И полного блаженства душа не может получить без тела. Поэтому люди воскреснут, соединятся со своими телами. Но это уже будут новые тела. Но не в том смысле, что это будут совсем новые тела. Они соединятся со своими телами, с которыми они расстались в момент смерти, но эти тела будут преображены или искажены в соответствии с тем, как на него повлияет носитель информации – совесть.

Т.о., во-первых, не нужно панически бояться конца света, потому что он не наступит внезапно. Сначала должны последовать все события, предсказанные Спасителем. А, во-вторых, конец света не произойдет по воле злодея или террориста, или из-за опытов с коллайдером, или из-за столкновения с метеоритом. Концом света земного, начнется свет вечный. А к нему нужно подготовиться.

Двадцатый век… Еще бездомней,
Еще страшнее жизни мгла
(Еще чернее и огромней
Тень Люциферова крыла).

...

Что ж, человек? — За ревом стали,
В огне, в пороховом дыму,
Какие огненные дали
Открылись взору твоему?

Александр Блок. Возмездие

Слушать аудиопередачу «Конец света»