Храм вмч. Георгия Победоносца
в Мытищах
на территории воинской части

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Сергиево-Посадская епархия
Мытищинское благочиние

Первая заповедь

Первая заповедь
Автор текста:
Священник Сергий Себелев

Сегодня мы с вами поговорим о первой заповеди Закона Моисеева. Вот что она гласит: «Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим» (Исх. 20, 2-3).

Что мы можем видеть в этой заповеди? Во-первых, мы видим, что Сам Господь обращается к человеку. Ни Ангел, ни пророк, а Сам Творец. Во-вторых Господь учреждаем монотеизм – вера в одного Бога. Мы знаем, что у языческих народов существует множество богов, которые отвечают за разные сферы жизни, за разные территории, за разные племена и уровни жизни: есть боги отвечающие за любовь, за войну, за плодородие, за здоровье. Кроме того у каждой горы есть свой бог, у каждой реки есть свой бог, у каждого племени есть свой бог, в посмертной жизни есть боги на небе и в аду и т.д. Но Бог Моисея утверждает, что Он Единственный Бог на земле и не должно быть у Его племени других богов.

Заметим так же, что Бог обращается не к безликой толпе, а к конкретному человеку: «Я Господь, Бог твой… да не будет у тебя». Такое обращение показывает желание Господа иметь близкое, личное отношение с каждым из нас.

— Скажите, а как Бог может одновременно слышать несколько миллионов человек, обращающихся по своим нуждам? И, тем более, как Он может участвовать в жизни каждого человека, разумно устраивать жизнь, оберегать от несчастий, вести к спасению не одного человека, а очень большое множество людей?

Этот вопрос смущает многих людей. В основном он возникает в том случае, когда человек представляет себе Бога таким же человеком, только со сверхспособностями: могущественным, властным, сильным и т.д. Но это не правильно. Не наша фантазия сотворила Бога, поэтому не нужно на нее опираться, а нужно исследовать то, что Бог Сам говорит о Себе. Бог – это Высшее Существо, Природы Которого никто не знает, даже Ангелы.

Может быть для кота, например, кажется невозможным, что человек может запомнить такое большое количество слов, но для человека это не кажется чем-то необычным. И человек, кроме слов, может еще много такого, чего не может себе представить кот. И сколько бы кот не развивался, человеком он никогда не станет, потому что природа разная. Поэтому то, что кажется немыслимым для человеческой природы (я имею ввиду одновременную заботу о миллионах людей), для Бога вполне возможно. Вообще, как мы знаем, нет ничего такого, что невозможно для Бога.

— В Псалтири есть такие слова: «Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд». И дальше говорится: «Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы». Что это значит? И как это сопоставить с единобожием?

Здесь ничего не говорится о том, что кроме Бога существуют еще какие-то божества. В 81-ом псалме, в котором находятся эти строки, говорится о неправильном поведении судей, которые лицеприятно подходили к своему делу. Господь стал среди них, чтобы произвести над ними суд. Судья здесь названы богами. И это не первый раз. В 21-ой главе книги Исход судья так же назван богом. Не будем забывать, что книга писалась не на русском языке и не людьми нашего менталитета, поэтому в употребляемые слова они вкладывали порой не те значения, которые мы вкладываем. Еврейское слово «элогим» (во мн.ч. или «элоаг» в ед.ч.), которое переведено на русский язык словом «боги», обозначает существо, предмет вызывающий чувство почтения, уважения, страха. Поэтому этим же словом называли и судей. Судьи являются как бы наместниками Бога на земле, им дана власть наказывать виновных и защищать праведных. Но они стали пользоваться своими правами в свою пользу и забыли о том, для чего они поставлены на это место. Поэтому Господь говорит им: «Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы; но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей». Эти слова можно понять так: «Хоть вы и боги по праву судить и наказывать, но вы все же люди. Поэтому вы умрете, как и все люди. Бойтесь того, что и вас тоже будет судить Вышний Судья». Т.о. приведенные вами слова могут вызвать недоумение только при неправильном понимании слова «боги».

— Не противоречит ли первой заповеди почитание святых?

Правильное, лишенное фанатизма, суеверий и предрассудков почитание святых не противоречит первой заповеди. Когда обвиняют православную традицию почитания святых в идолопоклонстве, то предъявляют два обвинения:

  1. Зачем обращаться к святым за помощью, когда Бог может помочь больше, чем любой святой;
  2. Поклонение святым напрямую оскорбляет величие Божие (а вспомним, что некоторые молитвы святым читаются на коленях).

На первое обвинение можно ответить следующим образом. Мы ведь у святых просим помощи не помощи, а ходатайства о нас перед Богом, а помогает только Бог. Вспомним, например пророка Елисея. К нему приходили люди и просили помолиться о них Богу. Елисей молился и его ходатайства Господь слушал и выполнял то, что он просил. А молитвы этих людей Он не слышал, потому что люди эти были грешными. Было ли в просьбе людей, обращавшихся к пророку, что-нибудь греховное, что могло оскорбить Бога? Нет, ничего такого не было, потому что люди приходили к Елисею, как к человеку, который ближе к Богу, а не как к Творцу. Но вот, Елисей перешел с земли на Небо. Что изменилось? Да ничего. У Бога все живы. Поэтому те люди, которые приходили к нему еще при его жизни, могли обращаться к нему и после его смерти так же, как и при его жизни. И он всех слушает и так же ходатайствует перед Богом. Потом эти люди передавали о великом праведнике своим внукам. И те обращались к пророку за помощью. Как видим, замены Бога человеком не происходит.

Теперь давайте рассмотрим религиозное поклонение или почитание. В греческом языке есть два термина, которые обозначают почитание: «латрейя» и «проскюнесис». Второй глагол обозначает общее поклонение. Так, например, в видении Иосифа одиннадцать снопов поклонились одному снопу. В более узком значении «проскюнесис» обозначает становление на колени, падание ниц, как перед Богом, так и перед человеком, например: «Пришедши к Давиду, он пал на землю и поклонился ему». В то время, когда глагол «латрейя» обозначает исключительно культовое почитание, которое полагается одному только Богу. Ведь вы понимаете, что можно поклониться просто, а можно поклониться особо. По-разному мы целуем икону и фотографию любимого человека. Внешне действие одно, а внутренне очень различно. Так и почитание, воздаваемое святым – это «проскюнесис», т.е. это почитание, воздаваемое твари, а не Творцу. Мы преклоняемся перед ними, как перед старшими нас, как перед более чистыми, чем мы, как перед людьми, которые вызывают наше уважение, как перед теми, кто может замолвить о нас словечко. Но мы не делаем из святых пантеон, как это делали древние греки и римляне. Все святые – это люди, которых слушает Бог. Нам естественно обращаться за помощью к людям, вот мы и обращаемся.

Итак, первая заповедь Моисея говорит о том, что Бог един и запрещает поклонение другим богам. Эта заповедь является стержнем всего мировоззрения верующего человека, она определяет и объясняет все остальные заповеди. Однако она запрещает культовое поклонение кому бы то ни было, а не поклонение вообще. Поклонение, воздаваемое из чувства уважения и любви, не нарушает первой заповеди.

Слушать аудиопередачу «Первая заповедь»