Храм вмч. Георгия Победоносца
в Мытищах
на территории воинской части

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Сергиево-Посадская епархия
Мытищинское благочиние

Вторая заповедь

Вторая заповедь
Автор текста:
Священник Сергий Себелев

Сегодня мы с вами поговорим о второй заповеди Закона Божия. Вот что она гласит: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся и не служи им».

Второй заповедью Господь запрещает изготовление статуй, истуканов и других объемных изваяний, а так же плоских изображений с целью поклонения и служения им. Эта заповедь как бы является продолжением первой. Кажется, для чего нужно повторять то, что уже было сказано? Ведь первая уже сказала: «да не будет у тебя других богов». На самом деле вторая заповедь не дублирует первую. Если первая говорит, что Господь, говорящий с Моисеем, есть истинный Бог, то вторая говорит, что Истинный Бог не может быть изобразим. И все те изображения, которые имело человечество в то время, не являются изображениями Бога и они не есть Бог.

У человека с самого рождения есть множество инстинктов. Например, новорожденный, который только что увидел белый свет, если его положить на живот матери, сам начинает ползти к груди и пить молоко. Можно только задаваться вопросом: откуда он знает, как пить? Откуда он знает, что пить? И откуда он знает, где взять еду? Но ребенок не задается этими вопросами, а упорно ползет к своей цели. Это естественный, врожденный инстинкт. Таких инстинктов много. Но есть и такой инстинкт, как жажда Бога. Человек с самого своего рождения начинает искать Творца. И, если он Его не находит, то он создает себе бога. Так появилось идолопоклонство. Люди стали изображать животных, рыб, птиц, людей, всяких чудищ и поклоняться этим изображениям. Они кормили этих истуканов в прямом смысле этого слова, они им кланялись, разговаривали с ними, как с настоящими, могущественными богами. Евреи, общаясь с такими людьми, заражались духом идолопоклонства и сами заводили себе таких божков. Второй заповедью Господь запрещает это занятие.

Однако вторая заповедь не запрещает вообще изображение животных и людей. Получив от Бога вторую заповедь, Моисей получает и повеление поставить в Скинии (т. е. подвижном еврейском храме) золотые священные изображения херувимов на крышке Ковчега Завета. Господь сказал Моисею: «Сделай их на обоих концах крышки… Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедовать чрез тебя сынам Израилевым». Господь повелел Моисею также выткать изображения херувимов на завесе, отделявшей Святилище от Святое Святых, и на внутренней стороне шерстяных покрывал, которые покрывали не только верх, но и стороны скинии.

В храме Соломона были также скульптурные и вышитые изображения херувимов на всех стенах и на церковной завесе. Во дворе храма стоял резервуар для воды, или, как его ещё называют — «медное море», на подставке которого были изображены волы. Чтобы спастись от змеиных укусов в пустыне, Господь повелел сделать изображения змея из меди. Потом израильтяне сберегли себе на память это изображение, что не было нарушением заповеди, но со временем начали поклоняться этому изображению, что привело людей ко греху перед Богом, и тогда изображение змея было уничтожено царём Езекией.

— На иконах изображаются люди, и этим изображениям воздается поклонение. Это не противоречит второй заповеди?

Во-первых, поклонение воздается не самим иконам, т.е. не доскам с изображением, а тем, кто на них изображен. Повторюсь, что язычники поклоняются непосредственно изображению и изваянию, считаю его богом. Мы поклоняемся тому, кто изображен на иконе. Т.е. икона является как бы окошком в другой мир. Глядя на икону Бога, свой взор мы переносим в Царство Небесное, где Он восседает на Престоле Своей славы. Само слово «икона» с греческого переводится как «образ». Поэтому никакого идолопоклонства в этом нет. А то, что поклонение святым не является идолопоклонством, мы с вами выяснили в прошлой беседе, говоря, что есть поклонение, воздаваемое только Творцу, а есть поклонение из уважения и почитания. Последнее поклонение мы воздаем святым. В 5-ом псалме пророк Давид говорит: «… войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем». Что ж, будем обвинять святого царя в идолопоклонстве? Наверное, не стоит.

Однако, скажу, что очень часто отношение к иконам даже в современном просвещенном мире очень близко к идолопоклонству. Так происходит, когда покупают разные иконы, развешивают их по стенам, надеясь на то, что они защитят их от болезней, пожара, злых людей, а, вот, помолиться тем, кто на них изображен, забывают. Таким образом, всю надежду они возлагают не на святых угодников Божиих, а на иконы. Модно сейчас стало классифицировать иконы и святых по отраслям получаемой от них помощи. Например, есть святые и иконы Божией Матери, которые помогают при глазных болезнях, ушных болезнях, болезнях спины, рук. Есть святые, которые помогают в нахождении работы, нахождении утерянного или украденного и т.д. Прямо узкая специализация получается, которую не знал даже греческий пантеон. Да, есть святые, которые чаще всего проявляют свою помощь, например, в исцелении ног, потому что их на пытках лишили ног. Но это не значит, что они не помогут в болезнях головы или рук, или глаз, или при семейных неурядицах. К святым нужно обращаться в бедах, но не надо строить особых рецептов, потому что это попахивает идолопоклонством.

— Иногда на иконах изображаются животные, птицы, грешные люди, например, палачи и даже нечистая сила. Не происходит ли невольного поклонения этим персонажам, когда человек молится перед такой иконой? И не нарушает ли их изображение святости икон?

На иконах в красках изображается то, что в книгах изображается словами. Икона – это богословие в красках. Это своеобразная повесть.  Поэтому святости икон этим не нарушается.

И, конечно, не происходит никакого поклонения посторонним предметам и персонажам. Если мы будем рассуждать подобным образом, то дойдем до того, что начнем говорить, что поклоняемся воздуху, который находится между иконой и нами, мухе, которая вдруг пролетела перед иконой, деревьям, изображенным на иконе. Мы молимся тому, кому сознательно молимся. Другой случай, когда сознательно обращаемся к тем, кто изображен рядом со святым. Как повествует одна народная история о бабушке, которая ставила большую свечку святому Георгию Победоносцу, а маленькую змию на всякий случай. Такого, конечно, быть не должно.

Итак, второй заповедью запрещается изображение чего бы то ни было с целью религиозного поклонения. В том числе запрещается поклоняться и живым кумирам, которых особенно современный человек себе создаем: звездам эстрады и кино, спортсменам, науке, прогрессу и т.д. Но не запрещается вообще изготовление изображений.

Православная Церковь учит, что поклонение иконам не является идолопоклонством, потому что мы поклоняемся не самим иконам, а тем, кто на них изображен. Возможность же изображать Бога появилась после воплощения Бога-Слова, когда Бог стал видим для всех. Ведь Сам Христос говорил, что видевший Его, видел и Отца.


Слушать аудиопередачу «Вторая заповедь»