Храм вмч. Георгия Победоносца
в Мытищах
на территории воинской части

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Сергиево-Посадская епархия
Мытищинское благочиние

Третья заповедь

Третья заповедь
Автор текста:
Священник Сергий Себелев

«Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно» – говорит нам третья заповедь Закона Божия.

Эта заповедь, если на нее посмотреть в контексте остальных, как то выпадает из общего логического строя. И не совсем понятно, почему именно она стоит на третьем месте. В первой Господь говорит нам, что Он – Бог. Во второй Он запрещает обоготворять кого-либо и что-либо. После нее должно идти что-то вроде «не убей», что-то очень важное, а тут говорится об этике.

На самом деле, заповеди имеют свой строй, и эта заповедь его не нарушает. Посмотрим, что ей запрещается делать: она запрещает произносить имя Божие «напрасно». Словарь Ушакова объясняет слово «напрасный» следующим образом: бесполезный, ненужный, безуспешный, несправедливый. Значит, произносить имя Божие напрасно, это произносить его, когда это ненужно (не нужно и самому произносящему); произносить бесполезно, не ожидая никакой пользы и результата.

Теперь давайте вдумаемся, что запрещается произносить? – Имя Божие. Еще не так давно за произнесение слов «Ленин» и «Сталин» в какой-нибудь шутке или неосторожной реплике могли ждать лагеря и расстрелы. И это без всякого закона, что нельзя напрасно произносить имя вождя. И статьи не было карающей за бесполезное произнесение имени вождя. А за что карали? За политическую ненадежность, неуважение к лидеру партии, которое вытекало из вот такого халатного обращения с именем уважаемого всеми человека. Христос сказал, что человек из своего сердца выносит и хорошее и плохое. Все, что есть в сердце у человека, обнаруживается в его словах. «Если этот человек так просто может рассказать анекдот о Сталине, то значит, он не уважает ни его личности, ни его заслуг перед Отечеством, значит, он не уважает и само Отечество» — вот какие выводы рождались у блюстителей закона при слышании всего лишь незначительной шутки.

Поэтому Господь не из этических соображений запрещает произносить Свое имя. Когда человек произносит имя Божие как слово-паразит или для связки, не задумываясь даже над тем, что он произносит, то этим самым он обнаруживает свое отношение к Тому, чье имя он произносит. Вот давайте, каждый задаст себе вопрос, как он будет относиться к тому коллеге или другу, который будет направо и налево бросать его фамилию? Наверное, другом он больше не будет. А почему, ведь это же всего лишь слова? Да, слова, которые показывают внутреннее отношение к вам этого человека. Значит, эта заповедь не такая уж незначительная. Вот, послушайте, как звучит эта заповедь полностью: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно».

— Что еще запрещается этой заповедью?

Конечно, этой заповедью запрещается не только случайное произнесение имени Божия, но и намеренное употребление Его имени в ругательстве, проклинаниях.

Запрещается ложная клятва, т.е. клятва с целью обмануть, но в которой в поручители призывается Сам Бог.

Запрещается говорить что-либо от имени Бога, как это делают некоторые предсказатели, прорицатели и основатели новых религиозных течений.

Часто в молитвах мы произносим имя Божие впустую, не задумываясь над ним и не придавая словам молитвы никакого значения. Ведь согласитесь, часто бывает так, что помолился, например, перед едой, а через пять минут уже не помнишь, молился ты или нет.

— Ориентируясь на эту заповедь, наверное, имя Божие пишется с заглавной буквы?

Да, показывая свое почтение и благоговение к Творцу, мы пишем Его имя с заглавной буквы. И, кстати, по этой же причине все бумаги, содержащие тексты с именем Божиим, именами святых, Божией Матери, с изображениями Креста и других святынь не выбрасывают и не используют для бытовых целей, но или сохраняют, или сжигают, а пепел закапывают в непопираемое место.

Еще хотел бы обратить ваше внимание на те слова, которые говоря верующие люди, благодаря друг друга: «Спаси, Господи!». Т.е., если в повседневной жизни мы говорим «спасибо», «благодарю» и другие слова, то, находясь в храме и общаясь с другим воцерковленным человеком мы часто благодарим именно таким образом. И считается, что так и только так и нужно благодарить, если ты верующий человек. А остальные формы благодарности – светские. Так ли это на самом деле?

Мне кажется, что слова «Спаси, Господи» — это молитва, в которой мы просим Бога о спасении человека. Молитву нужно говорить осознанно. Вот, если мы говорим ее осознанно, то поступаем правильно. А, если говорим для проформы, чтобы выделить свою конфессиональную и религиозную принадлежность, то согрешаем против третьей заповеди. Почему, например, не сказать «благодарю»? Что тут плохого? Вполне хорошая и приемлемая форма благодарения как для воцерковленного, так и для невоцерковленного человека.

— Объясните, когда можно произносить имя Божие?

Если идти «от противного», то этой заповедью предписывается следующее: «Произноси имя Господа только осознанно, и с искренними намерениями; в нужном контексте, для полезной цели».

Конечно, не нужно бояться имени Божия магическим трепетом. Главное, чтобы человек помнил, что он произносит имя Творца, Царя царей. Поэтому произносить его нужно только при обращении к Богу.


Слушать аудиопередачу «Третья заповедь»