Храм вмч. Георгия Победоносца
в Мытищах
на территории воинской части

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Сергиево-Посадская епархия
Мытищинское благочиние

Шестая заповедь

Шестая заповедь
Автор текста:
Священник Сергий Себелев

Сегодня нам предстоит поговорить о шестой Заповеди, которая гласит: «Не убивай». Наверное, сейчас большинство наших слушателей потянулось к кнопке выключения радиоприемника, потому что большинство, если не все, не причастны к убийству и не имеют намерения убивать. Поэтому я обращаюсь к нашим слушателям с просьбой не выключать свои радиоприемники, но дослушать передачу до конца, потому что с шестой заповедью сталкиваются не только киллеры. Почему? Сейчас мы с вами попытаемся это узнать.

Заповедь «Не убивай» направлена на сохранение человеческой жизни. Жизнь – это дар Божий, и только Бог является его источником. Поэтому никто, кроме Бога не может покуситься на то, чтобы отнять этот дар. Отнимая жизнь, человек ставит себя на место Творца.

В Новом Завете эта заповедь обретает более тонкое значение: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду…». Апостол Иоанн Богослов в своем Послании обращается с такими словами: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей».

В порыве гнева никто не говорит своему обидчику: «Чтоб ты долго и счастливо жил!» Скорее говорят другое. В момент обиды мы в первую очередь хотели бы видеть, чтобы обидчик упал бы бездыханным, а еще лучше, если бы он побился часик другой в конвульсиях. Может быть я преувеличиваю, но примерно такая картина развивается в нашем воображении в момент гнева. В своем сердце мы уже совершаем убийство. Иногда это желание даже выражается в словесном пожелании. Еще хуже, когда человек поднимает руку, пусть не для убийства, но для нанесения боли. А ведь часто бывает, что убивают, не рассчитав удара. Так, например, было совершено первое убийство, когда Кайн убил Авеля.

А теперь давайте еще раз проанализируем слова апостола Иоанна Богослова: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей». Можно выделить несколько важных истин. Во-первых, всякий гневающийся – человекоубийца. А, во-вторых, человекоубийца не имеет в себе жизни вечной.

Распространенной ошибкой является мнение, что ад или рай человек получает только после смерти. Нет и нет! Если человек еще здесь не получил рай, если еще здесь он не имеет рая, т.е. жизни вечной, в нем пребывающей, то и там он его не получит. Ответим себе на вопрос: может ли быть вечная жизнь, т.е. благодать Святого Духа, в том, кто не может решиться на убийство на деле, но в своем сердце уже убил человека? Если в сердце нет умиротворения, любви, то там нет жизни вечной. И гнев то, сильнее всего выжигает этот мир в сердце и поселяет там гееннский огонь.

— А как расценить убийства, происходящие на войне?

На войне мы встречаемся не только с убийством. Тут дело обстоит гораздо сложнее. Когда святой равноапостольный Кирилл был послан Патриархом Константинопольским на евангельскую проповедь к сарацинам, с ним вступили в спор о вере ученые последователи Магомета. Кроме других вопросов, они задали ему и этот: «Христос есть Бог ваш. Он заповедал вам молиться за врагов, добро творить ненавидящим и гонящим вас, — бьющим в ланиту подставлять и другую, — а вы что делаете? Если кто обидит вас, изощряете оружие, выходите на брань, убиваете. Почему вы не слушаете своего Христа?» Выслушав это, святой Кирилл спросил у них: «Если в каком-либо законе будут написаны две заповеди, который человек будет совершенный исполнитель закона — тот ли, кто исполняет одну заповедь, или тот, кто исполняет обе заповеди?» Ему ответили, что совершеннее исполнит закон тот, кто соблюдет обе заповеди. Святой Кирилл продолжил: «Христос Бог наш, повелевший нам молиться за обидящих нас и им благотворить, сказал также, что большей любви никто из нас в жизни этой явить не может, разве кто положит душу свою за други своя (Ин. 15. 3). Вот почему мы великодушно терпим обиды, причиняемые нам как людям частным, но в обществе друг друга защищаем и полагаем души свои на брани за ближних своих, чтобы вы, пленив наших сограждан, вместе с телами не пленили и душ их, принудив к отречению от веры и богопротивным делам. Наши христолюбивые воины с оружием в руках охраняют Святую Церковь, охраняют государя… охраняют отечество, с разрушением которого неминуемо падет отечественная власть и поколеблется вера евангельская. Вот драгоценные залоги, за которые до последней капли крови должны сражаться воины, и если они на поле брани положат души свои, Церковь причисляет их к лику святых мучеников и называет молитвенниками пред Богом».

На войне мы сталкиваемся со злом, которое готово причинить страдание не одному и ли нескольким людям, а целому народу. Поэтому, беря в руки оружие и вступая в бой, воин борется не с человеком, а со злом. Однако, еще в средневековье были разработаны принципы ведения честной войны. Они гласят о том, что войну можно начинать с целью установления мира, с целью защиты, а не нападения, во время войны должна быть гарантирована безопасность гражданского населения, на войне не должно быть издевательств и зверств. Цель война – преградить дорогу злу, но он сам не должен стать воплощением зла. Не случайно некоторые войны назывались священными.

— Как Православная Церковь относится к эвтаназии?

К эвтаназии Церковь относится так же, как к убийству или самоубийству. В сборнике священнических молитв, который называется «Требник», есть молитва о долго страждущем, в которой священник просит Подателя жизни освободить страждущего от мучений и дать ему вечный покой. Только Тот, Кто дал жизнь, может ее забрать, и Он знает, когда это лучше сделать. Страдания, переносимые в теле, помогают освободиться от вечных страданий. Поэтому прерывая самостоятельно жизнь из сострадательных побуждений, мы нарушаем Божественный замысл и согрешаем убийством. А, если эвтаназия совершается по просьбе больного, то здесь сразу два греха: грех самоубийства и убийства.

— А если человек идет на дело, зная, что может лишить себя жизни, значит он тоже самоубийца?

Смотря на какое дело он идет и с каким намерением. Войн, который своей грудью защищает соотечественником, не самоубийца, но защитник. Если электрик лезет на столб и знает, что его может убить, это тоже в какой-то мере герой, потому что он делает это ради нас. И многие профессии связаны с риском смерти, это не самоубийство. Но, вот, если человек халатно относится к мерам защиты и безопасности, то, конечно, он согрешает, пусть не самоубийством, но нерадением к данному ему Божию дару.


Слушать аудиопередачу «Шестая заповедь»