Храм вмч. Георгия Победоносца
в Мытищах
на территории воинской части

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Сергиево-Посадская епархия
Мытищинское благочиние

Девятая заповедь

Девятая заповедь
Автор текста:
Священник Сергий Себелев

Девятая заповедь гласит: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего». Среди заповедей, данных Господом на Синае, есть две, касающиеся греха языка. Это — третья заповедь, запрещающая произносить имя Господне напрасно, и девятая заповедь, запрещающая произносить ложное свидетельство на ближних.

В Ветхом и Новом Завете Господь неоднократно обращает наше внимание на произносимые нами слова и на ту ответственность, которую мы несем за произнесенное слово.

Девятая заповедь говорит о грехе ложного свидетельства. Некоторые толкователи ограничивают ее только ложным свидетельством на суде. Институт свидетелей существует во всех судах мира. И за ложное показание свидетель карается законом. По древним законом за ложное свидетельство ждала кара, которой должен быть подвергнут оклеветанный человек. Поэтому не все осмеливаются лгать на суде. Хотя есть были и есть примеры ложных показаний. Вспомним, например, как оклеветали Иисуса Христа на суде у первосвященника.

Однако, боясь наказания от закона за ложь на суде, многие несут ложное свидетельство туда, где не будет законного наказания, т.е. в общество.

Если мы проанализируем все наши разговоры за день, то обнаружим, что мы все время говорим о людях знакомых всем или большинству из собеседников. Говоря о человеке, мы редко обходимся без оценки его действий, без рассказа о некоторых, известных только нам, подробностях его жизни, информацию о которых чаще всего мы получаем из таких же дружественных бесед. Но, как и что мы говорим? Не нарушаем ли мы этим девятую заповедь и не становимся ли лжесвидетелями?

— В чем заключается лжесвидетельство?

В каждом человеке мы можем видеть и хорошую сторону и плохую. У каждого есть и плюсы и минусы. Если мы показываем человека только с плохой стороны, то мы рисуем неправильный портрет человека. Когда к Петру I приходили доносчики и начинали чернить кого-то, то царь говорил: «Не говори мне только о плохих сторонах этого человека — у него ведь есть и хорошие качества, так скажи мне и о них».

Но, когда мы говорим о человеке, особенно, если он нам чем-то не нравится, то говорим в основном только плохое. В руках у нас только черные краски. Слова клеветника лучше сравнить с факелом. Огонь от него распространяется с молниеносной силой. Добрая информация о человеке никому не интересна, обычно она оседает. А вот что-то грязное, порочащее распространяется очень быстро. Например, много приходится слышать, что современные священники ведут неподобающий образ жизни, что они и выпивают, и машины у них дорогие, и деньги они воруют. Но, что и сегодня продолжается молитва, что и сегодня продолжается христианский подвиг, почти никто не знает, потому что это не интересно знать. Вот скажите, кому интересно узнать, что отец N сегодня всю ночь читал акафист о здравии прихожанки? Интереснее, наверное, узнать, что отец N сегодня всю ночь кутил в кабаке.

Ложным свидетельством является и преувеличение недостатков ближнего. Есть поговорка: «Не приукрасишь, не расскажешь».

Самая ужасная форма ложного свидетельства – клевета. Клевета – это намеренное очернение человека, когда лжесвидетеля не просто «понесло», и он вовремя не успел остановиться, но наговорил лишнего, но когда человек намеренно говорит  неправду.

— Можно ли, вообще, говорить о человеке что-то плохое?

Конечно, мы должны покрывать грехи друг друга. Но, если некоторые плохие дела и качества человека могут принести вред обществу, то лучше об этом сказать. Но, когда мы говорим о недостатках ближнего, то нужно сначала озвучить, что у него есть такие-то плюсы, но есть и такие-то минусы, к которым нужно быть готовым. Подавая такую информацию, нужно быть предельно объективным и беспристрастным, говорить только проверенную информацию, а непроверенную называть сомнительной.

— Мне кажется, что оценка действий ближних очень близко граничит с осуждением, которое тоже является тяжким грехом. Как понять, осуждаешь ты в данный момент или нет?

Осуждение – тяжкий грех, потому что, осуждая, человек ставит себя на место Творца, дающего приговор грешнику. Поэтому тот, кто осуждает за грех, со стороны Бога осуждается так же, как и совершивший грех. Зная это, конечно, лучше воздерживаться от осуждения.

Нужно понимать разницу между осуждением и рассуждением. Когда мы говорим, что этот человек ворует, то мы рассуждаем и называем только факты. Но, когда мы говорим, что этот человек вор, то уже произносим приговор, т.е. осуждаем. Однако, грех осуждения очень глубок и многогранен. Вообще, святые боялись даже кивком головы осудить человека. В более тонком своем виде осуждение существует уже там, где мы, пусть вслух не произнесли своего приговора, но в сердце его уже постановили.

Что делать, если ты вдруг стал виновен против девятой заповеди?

Самое ужасное в грехе лжесвидетельства, что сказанное не вернешь назад. Фальшивые монеты можно постепенно изъять, а ложные слова не остановишь. Поэтому, если вы вдруг согрешили против девятой заповеди, то нужно не только попросить прощение у человека, которого оклеветали, не только прийти на Исповедь и покаяться перед Богом, но и принародно объявить о том, что ваше свидетельство было ложно. Бывает так, что клевета произносится при большом количестве слушателей, а прощение просят один на один. Это не правильно, потому что этого никто не видит. Прощение нужно просить при тех же людях, при которых звучала клевета.

Итак, грех лжесвидетельства является одним из тяжких грехов против ближних. Он может быть, как намеренным, так и ненамеренным. Ненамеренное лжесвидетельство бывает тогда, когда мы в разговоре рисуем только плохие стороны человека и когда их преувеличиваем. Намеренное лжесвидетельство называется клеветой и является, конечно, более тяжким грехом.

Исправить же уже совершенный грех можно публичным покаянием перед оклеветанным человеком и покаянием в Таинстве Исповеди. Лучше же следить за тем, что мы говорим. Говорить о людях только хорошее. А если хочется поговорить о недостатках, то нужно начать со своих.

Слушать аудиопередачу «Девятая заповедь»