Таинства Крещения и Миропомазания
Эти вдохновенные слова древнегреческого мудреца Фалеса перекликаются с библейским повествованием о творении мира: когда воды первобытной бездны разделяются «твердью» – небом, вода собирается в моря, и по велению Творца появляется суша и жизнь на ней.
Вода – это жизнь. Это особенно хорошо знают жители жарких стран, где в течение летних сухих месяцев почти не бывает дождей и поэтому всякий источник или колодец – настоящее сокровище. Но вода не только живит и исцеляет: она также очищает, причем не только тело: вода как символ очищения присутствует практически в любой религии.
Однако та же вода может затопить, захлестнуть, унести в мрачную долину смерти: Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души [моей]. Я погряз в глубоком болоте, и не но нем стать; вошел во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня. Я изнемог от вопля, засохла гортань моя, истомились глаза мои от ожидания Бога [моего] (Пс. 68, 2–4).
Эта глубокая символика воды – воды как всепоглощающей смерти и в то же самое время воды живой, животворящей – лежит в основании одного из семи Таинств христианской Церкви – Таинства Крещения. В беседе с Никодимом, одним из учителей еврейского народа, Иисус Христос сказал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух (Ин. 3, 5–6).
Именно в Таинстве Крещения человек становится христианином: троекратное погружение в освященные особым чином крещальные воды с призыванием Святой Троицы – Отца, Сына и Святого Духа – не только означает смерть греховного человека, но и соединяет крещаемого со смертью Христовой и Его трехдневным пребыванием в плену смерти. Но не смогли темницы ада удержать Христа – Самого Бога, ставшего человеком. Словно воскресший из гроба Христос, восстает от купели и юный христианин, получивший оставление прежних грехов и начало новой жизни в Боге через соединение со смертью и воскресением Христовыми. Крещение погружением – это весьма реальное погружение со Христом в Его смерть, а также и сошествие во ад: «Погружение в воду и последующий выход из нее символизируют сошествие во ад и исход оттуда» – так говорит учитель Церкви святой Иоанн Златоуст. Свет Воскресения Христова сияет и на крещаемом, рассеивая прежнюю тьму греховной жизни.
Так рождается христианин от воды и Духа для жизни вечной – поэтому Церковь именует Таинство Крещения «банею пакибытия» – будущей жизни, свободной от греховного бремени предков и очищенной от личной скверны. Просветившись Божественным светом, крещаемый таинственно присоединяется к Церкви – душам, которые вместе со Христом вышли из ада к жизни вечной: поэтому крещеный облекается в белые одежды, которые символизируют чистоту и незапятнанность его души после совершенного Таинства.
Духовное рождение в Таинстве Крещения открывает для человека двери к другим Таинствам Церкви, которыми он укрепляется для доброй жизни. Сохранилось множество исторических свидетельств, как в древности на новокрещаемых через руки апостолов явным образом сходил Святой Дух и исполненные Божественной силой люди начинали говорить на незнакомых языках, пророчествовать, исцелять и творить многие чудеса. Эта благодать перешла к епископам, которые преподавали Святой Дух возложением рук на крещаемых или через помазание лба, очей, уст, ноздрей, ушей, груди, рук и ног особым благовонным веществом – святым миром с произнесением слов: «Печать дара Духа Святого». Поэтому это Таинство, в котором подается сила Божия к ведению новой, праведной жизни, называется миропомазанием и традиционно совершается сразу после крещения.
Славны и велики были чудеса апостолов, но не менее замечательны и те порой незаметные победы, которые начинает одерживать христианин над гневом, похотью, завистью и иными страстями. «Истребить в собственной плоти нечистое вожделение, – говорит святой Иоанн Кассиан Римлянин, – это есть большее чудо, нежели изгнать злых духов из чужых тел; силою терпения укротить мятежные движения гнева, это есть славнейшее знамение, нежели повелевать князьями, владычествующими в воздухе; избавить собственное сердце от мучительных недугов уныния, это гораздо важнее, чем исцелить телесные немощи и болезни другого». Но эта сила, незримо пребывающая в каждом крещеном и миропомазанном, так и останется невостребованной, если человек не будет противостоять соблазну греха и вернется к прежней жизни, жизни греховной и чуждой Богу. О таких апостол сказал: Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются (от Него), будучи гнусны и не покорны и не способны ни к какому доброму делу (Тит. 1, 16). Поэтому Таинство Крещения – лишь первая ступень в духовном восхождении человека к совершенству.
[1] Гете И. Фауст.
Слушать аудиопередачу «Таинства Крещения и Миропомазания»
© Совместный проект Русской Православной Церкви и «Радио России»