Храм вмч. Георгия Победоносца
в Мытищах
на территории воинской части

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Сергиево-Посадская епархия
Мытищинское благочиние

Таинство Священства

Таинство Священства
Автор текста:
Протоиерей Павел Великанов
Текст читает:
Леонид Кулагин
Узнаю тебя, гроб,
Как тебя ни зови:
В вере – храм, в храме – поп, –
Вечный третий в любви![1]

В этих резких словах Марины Цветаевой – искреннее недоумение, столь свойственное современному человеку. Если Бог действительно существует, то зачем еще посредники между Богом и человеком? Ведь священник для одного – посредник, а для другого может стать и непреодолимой преградой?

Однако исследователи религии утверждают, что на самой заре человеческого общества уже существовал институт жречества. И до сих пор у неписьменных народностей, которые во многом сохранили для нас мироощущение древнего человека, есть только две личности с непререкаемым авторитетом – вождь племени и жрец. Трудно представить, чтобы общество, постоянно балансировавшее на грани выживания, могло позволить себе роскошь содержать жреца – значит, это было не менее важно, чем добывать ежедневное пропитание и обеспечивать свою безопасность! Жрец, шаман, колдун, священник… Порой кажется, что все это – одно и то же. Но так может казаться только с первого, самого поверхностного взгляда. Ведь жрец – это тот, кто приносит жертву, т. е. убивает. Шаман – мастер общения с духами, точнее – демонами. Колдун же верит в то, что, имея некий «таинственный ключ», он сможет влиять едва ли не на все происходящее в мире. А что же священник?

В древние времена в роду священнодействовал старейший, который, как правило, совмещал в своем лице священника и главу рода. Он являлся ходатаем перед Творцом от лица общины. Прекрасно зная из жизненного опыта, что благополучие зависит скорее от Провидения, нежели собственных усилий, а грех неизбежно влечет за собой беды, люди возлагали на главу рода обязанность совершать священные обряды. На горе Синай вместе с десятью заповедями

Моисею было дано повеление от Бога выделить из народа особую категорию людей, целиком посвященных на служение Богу. Так появилось ветхозаветное священство. В обязанности священников входило совершение жертвоприношений, предстательство перед Богом о нуждах народа, учительство и даже оказание медицинской помощи.

Но священство Ветхого Завета было лишь прообразом Того, Кто Своей Кровью разрушил узы грехов, а Воскресением победил неодолимую смерть. Иисус Христос как истинный Первосвященник ради спасения человеческого рода принес в Жертву Самого Себя. Тем самым Он положил начало новому священству, которое уже не прообразовательно, через кровь жертвенных животных, но действительно прощает и разрешает от грехов силой Жертвы Христовой. Поэтому христианские священники уже не убивают жертвенных животных, но постоянно совершают великую Бескровную Жертву – Таинство Евхаристии. В этом Таинстве верующие снова и снова оказываются перед новорожденным Богомладенцем в Вифлеемской пещере, слушают поучения Божественного Учителя, вместе с Невинным Страдальцем несут Крест на Голгофу, в священном трепете стоят у подножия Креста и вместе с апостолами ликуют о Его славном Воскресении. Все это происходит во время Божественной Литургии, на которой священник не просто молится от лица общины, но являет собою Самого Христа: ибо его молитвами, его руками соединяются Небо и земля, Божество и человечество. Но чтобы быть таким священником, душа должна быть, как говорит Иоанн Златоуст, «чище лучей солнечных»: любая страсть или же грех станут мрачным облаком для Божественной благодати. Поэтому священник – отнюдь не тот, кто стоит между Богом и людьми, а тот, кто впереди остальных, – своей верой и молитвой, своим благочестием и чистотою, святостью своей жизни не может не увлекать за собой к Богу. Но своими силами таким стать невозможно. Таинство Священства потому и называется также таинством рукоположения, что священником становятся не в процессе учебы или через выбор общины, но через возложение рук епископа на голову посвящаемого. При этом та самая сила животворящего Духа, пребывавшая на апостолах Христовых и изменившая их из неученых рыбарей в премудрых богословов, передается и новому воину Церкви Христовой.

Священник поставлен служить делу единения людей с Богом. Поэтому если у него не будет собственного опыта живой встречи с Богом, он неминуемо станет «слепым вождем слепых» (см. Мф. 15, 14). Священство налагает на человека особые обязательства чистоты и непорочности, которые не требуются от простых верующих. Все это делает священника настоящим духовным лидером, полководцем невидимой битвы за сердца человеческие.

 

[1] Цветаева М. Проходи стороной.

Слушать аудиопередачу «Таинство Священства»

© Совместный проект Русской Православной Церкви и «Радио России»