Храм вмч. Георгия Победоносца
в Мытищах
на территории воинской части

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Московская Епархия
Мытищинское благочиние

Таинство Елеосвящения

Таинство Елеосвящения
Автор текста:
Протоиерей Павел Великанов
Текст читает:
Леонид Кулагин

Одной из множества загадок, возникших перед учеными XX века, были маленькие глиняные сосуды, которые находили повсеместно в древних погребениях эпохи неолита. Для чего‑то древний человек полагал в могилу усопшего – вне зависимости от его положения в обществе – небольшой сосуд с растительным маслом. Конечно, легче всего было решить, что примитивное сознание наших предков рисовало картины загробной жизни, где также требуется пища, как и на земле, однако этому мешало отсутствие других продуктов, да и что мог дать этот маленький флакон?

Потребовались годы, чтобы решить эту загадку древности. Хотя ответ находился, как обычно, совсем рядом: оказалось, та же самая идея вот уже на протяжении двух тысяч лет лежит в основе одного из Таинств Церкви – Таинства Елеосвящения.

Для жителей жарких стран оливковое масло – или по‑славянски «елей» – не только продукт питания: под палящими лучами солнца кожа быстро теряет эластичность, трескается, облезает; солнечный ожог может привести и к тяжелой болезни. Человеку, который должен был работать в поле весь день летом, когда солнце совершенно испепеляет и стоит такая жара, что можно трудиться лишь в набедренной повязке, – елей был абсолютным условием выживания. Масло для притирания на Ближнем Востоке давали рабам наравне с хлебом и чесноком, иначе они были бы совершенно нетрудоспособны. Елей ослабляет солнечные лучи, смягчает кожу и тем самым позволяет человеку жить в условиях нещадно палящего солнца.

Но неужели древний человек собирался загорать – да еще и с косметическим маслом – на том свете? Конечно же, нет. В греческом языке слова «оливковое масло» и «милость» произносятся почти одинаково – «элеон» и «элеос». Такая близость понятий неслучайна: ведь солнце у множества народов было символом Высшего, Божественного Бытия. Солнце не только дает жизнь – оно может стать и испепеляющим, уничтожающим все живое. Но ведь и Бог небезразлично относится к человеку: приближение грешника к Богу после смерти – словно испепеляющие лучи солнца, от которых укрыться некуда. Для того чтобы не сгореть от Божественного праведного гнева, требуется милость – и знаком этой милости и был сосуд для масла в погребениях неолита. Его полагали в могилу как символ защищенности немощного, греховного человека Божественной милостью и состраданием.

Этот глубокий символизм елея сохранился в христианстве и по сей день в Таинстве Елеосвящения. Оно ведет свое начало от апостолов, которые, получив особую силу от Иисуса Христа, многих больных мазали маслом, и они исцелялись. Один из двенадцати учеников Христовых, апостол Иаков так говорит об этом Таинстве: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь, и если он соделал грехи, простятся ему (Иак. 5, 14–15). Это Таинство на Руси получило также название «соборования», поскольку его совершает собор священников.

В этом Таинстве через молитву священников и семикратное помазание освященным елеем главных частей тела у Бога испрашивается особая милость к болящему. Елей, считавшийся знаком милосердия Божия, смешивается с вином, тем самым вспоминается евангельская притча о милосердном самарянине. Из молитв на Елеосвящении становится ясно, что в Таинстве ожидается исцеление прежде всего души, которое должно принести исцеление и телу. Болезни – всегда плод греха, состояния нашей удаленности от Источника жизни – Бога. Но если осознаваемые нами грехи прощаются и искореняются исповедью, то для избавления от забытых или даже неведомых грехов и существует в Церкви Таинство Елеосвящения. Словно вспоминая потребность в особой милости Божией перед лицом смерти, эти загадочные сосуды с елеем в древних погребениях, – Таинство Соборования всегда совершается прежде всего над тяжело болящими людьми: соборная молитва очистит душу от греха, елей милости Божией уврачует душевные язвы, и преображенный Божественной силой больной либо восстанет от одра болезни, либо перейдет с чистой совестью в мир иной:

О, Господи! Как совершенны
Дела Твои, – думал больной, –
Постели, и люди, и стены,
Ночь смерти и город ночной.
Я принял снотворного дозу
И плачу, платок теребя,
О Боже! Волнения слезы
Мешают мне видеть Тебя.
Мне сладко при свете неярком,
Чуть падающем на кровать,
Себя и свой жребий подарком
Бесценным Твоим сознавать!
Кончаясь в больничной постели,
Я чувствую рук Твоих жар.
Ты держишь меня, как изделье,
И прячешь, как перстень, в футляр…[1]

 

[1] Пастернак Б. В больнице.

Слушать аудиопередачу «Таинство Елеосвящения»

© Совместный проект Русской Православной Церкви и «Радио России»