Храм вмч. Георгия Победоносца
в Мытищах
на территории воинской части

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Сергиево-Посадская епархия
Мытищинское благочиние

Сотворение мира

Сотворение мира
Автор текста:
Священник Сергий Себелев

Сегодня нам предстоит побеседовать о творении мира. Есть разные теории о происхождении мира. Библия говорит о том, что мир был создан Богом и создан за 6 дней.

— А насколько библейская картина появления и развития мира соотносится с научной? Можно ли ее принять современному образованному человеку?

Начнем с того, что точного ответа о том, как появился мир, наука еще не дала. Все ответы находятся в статусе теории. Поэтому даже с такой точки зрения библейская история имеет право на существование. А с другой стороны, для верующего человека Библия – авторитетный источник знания о мире, что делает данный взгляд более ценным по сравнению с другими.

Если же говорить о том, насколько Библия и наука схожи в данном вопросе, то нужно заметить, что расхождения невелики. Одно из главных различий в том, что Библия говорит о появлении мира за 6 дней, а наука о постепенном развитии Земли за миллионы и миллиарды лет. Однако здесь стоит сделать некоторые замечания. Взгляд на данную проблему в Православном мире не одинаков. Есть часть богословов, среди которых не мало святых, которые настаивают на буквальном понимании слов Библии, то есть на том, что земля была создана определенно за шесть дней. Такая точка зрения была позже названа креационистской, от латинского глагола «крео» — творить, созидать. Другая часть богословов, среди которых так же есть святые люди, говорит о постепенном появлении мира. И слова Писания они понимают аллегорически. 6 дней, как шесть отличающихся друг от друга периодов в становлении вселенной. Основываются они на известных всем нам словах Священного Писания, что у Господа один день как тысяча лет и тысяча лет как один день. Эта точка зрения была названа эволюционистской, от латинского слова «эвольво» — развертывать, разворачивать. Повторюсь, что эту идею высказывали святые Отцы. И не стоит пугаться слова «эволюция». Православная Церковь не отрицает постепенного развития мира, но, однако, понимает его немного иначе, чем преподносит нам его современная наука. Сам Дарвин ее не так понимал. Вспомним, что, когда у него спросили, где находится первое звено эволюции, он сказал, что оно приковано к Престолу Божию. Поэтому расхождения по данной теме у науки и религии невелики, они касаются не главных, а второстепенных вопросов.

Теперь давайте преступим к рассмотрению самих дней творения.

Библия начинается со слов: «В начале сотворил Бог небо и землю». Небо, о котором здесь говорится – это не то небо, которое над нами, потому что оно было создано во 2-ой день. Речь идет о сотворении невидимого Небесного мира, т.е. Ангелов, которые были сотворены «в начале». Выражение «в начале» толкователи объясняют, как творение до времени или вне времени, а само время начинается с начала творения земли.

И, если о том, как было создано небо, ничего не говорится, то о том, как была создана земля, мы можем увидеть в первых двух главах книги Бытие. В первый день Господь создает свет: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет».

— Скажите, о каком свете здесь говорится, ведь солнца еще не было? И почему в таком случае упоминаются вечер и утро.

О каком свете говорится в этом стихе, точно ответить нельзя, потому что Библия об этом ничего не говорит. Однако можно сделать некоторые предположения. Современная наука говорит о том, что первичная основа материи есть энергия, а первичный вид энергии есть световая энергия. Собственно этим наука подтверждает библейские слова, над которыми столько веков смеялись  ученые. И на основании этого открытия можно сделать предположение, что этот первичный свет то увеличивался, то погасал, что можно было считать за вечер и утро. Повторяю, это только предположение, которое строится, исходя из современной науки.

— А к кому обращался Бог, когда творил свет? И если Он говорил словами, то на каком языке?

Библия – это Откровение Божие человеку, и оно было дано Моисею так, чтобы люди могли его понять. Поэтому в ней часто Богу приписываются человеческие атрибуты: руки, глаза, уши, когда мы знаем, что Бог – это Дух, Он не имеет формы и тела. Говорится, что Бог гневается, раскаивается, говорит, ходит. Эти действия Ему приписываются тоже относительно интеллектуального уровня человека того времени, на самом же деле Бог неизменяем. Поэтому, когда мы читаем, что Бог сказал, то это не значит, что Он сказал устами и на каком-то языке, но это обозначает само действие. Сказал – значит сделал.

Во второй день творится твердь. Действие Творца при сотворении тверди можно представить в следующем виде. Господь обращается со Своим всемогущим сло­вом к тому первозданному веществу, которое выше названо «зем­лею», «бездною» и «водою». По творческому слову Господа, это вещество мира распадается на бесчисленное множество отдельных частей, которые ставятся в правильное и закономерное отношение друг к другу. Пространство, образо­вавшееся между этими массами, и явилось «твердью». Таким об­разом, во второй день творения является наша планета Земля, называвшаяся в библейском тексте "водою", «которая под твердью» и видимое небо «твердь». Водой наша планета и другие небесные тела называются, наверное, потому что они еще не окрепли и не имели четкого вида. Интересно заметить, что в древние времена были разные теории о том, на чем стоит земля. Одни говорили, что на трех слонах, другие – на китах. Библия говорит, что Господь водрузил землю «ни на чем». И это за столько тысячелетий до последних научных открытий!

В третий день, во-первых, отделяются друг от друга «вода» и «суша», а во-вторых — земля производит различные виды растений.

Таким образом, в третий день творения земля получает более определенный вид.

— Скажите, а как могли развиваться растения без солнечного света?

Для выяснения этого вопроса неоднократно делались опыты. Было обнаружено, что для развития зелени достаточно усиленного света керосиновой лампы. Поэтому бытописатель не допустил никакой ошибки, сказав сначала о появлении зелени, а потом солнца.

В четвертый день творения по слову Божию являются «светила небесные».

— Значит, сначала была создана земля, а потом уже другие планеты?

Нет, все планеты были созданы в один день с землей – они то и есть вода над твердью. Здесь имеется в виду другое. Обратимся к первых стихам книги Бытие. Когда там говорилось о творении света, то был употреблен древнееврейский глагол «бара», т.е. «творение из ничего», а здесь, в повествовании о творении светил, употреблен глагол «аса», что значит «устраивать, созидать», что предполагает, что светила были созданы ранее и существовали до четвертого дня, а с этого момента первобытный свет главным образом сосредоточился в них.

В пятый день творения являются первые живые обитатели земли, «душа живая». Господь создает рыб, пресмыкающихся насекомых и птиц. Здесь во второй раз употребляется глагол "бара", т.е. творение без готового материала, творение животной жизни «из ничего».

При творении в шестой день четверо­ногих животных, Господь обращается с творческим словом к земле: «да изведет земля душу живу». Это значит, что телесный состав тварей приспосабливается к земле, как к месту их обитании. В этот же день Господь создает человека. Но это будет темой нашей следующей беседы.

Т.о. Вселенная появляется не случайно, ее началом служит Божественное слово и создается она для человека. Это нужно ценить. Святые Отцы говорят, что человек вводится в этот мир как владыка в дом, как священник в храм, а мы зачастую ведем себя, простите, как слон в посудной лавке. Земля имеет намного больше значение, чем утилитарное. И она нуждается не в завоевании, а в понимании.

Слушать аудиопередачу «Сотворение мира»