Храм вмч. Георгия Победоносца
в Мытищах
на территории воинской части

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Сергиево-Посадская епархия
Мытищинское благочиние

Добро и зло

Добро и зло
Автор текста:
Священник Сергий Себелев

Мы с вами уже посвятили две беседы теме греха. Эта беседа будет идти в том же русле и откроет новую грань греха, потому что грех есть зло.   

«Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: «Что такое хорошо, и что такое плохо?»». Такие вот недетские вопросы смущают человечество на протяжении всего его существования. Что такое добро? Что есть зло? Является ли зло плодом творения доброго Бога или оно существовало всегда?

В разные времена различные культуры по-разному отвечали на эти вопросы. Например, манихеи считали, что добро и зло – равнозначные начала мира, которые вечно существуют и противоборствуют друг другу. Православная Церковь, которая настаивает на единстве Божества, не может принять это утверждение, потому что им вводится второй, злой бог. Другое мнение дал нам  неоплатоник по имени Плотин. Он говорит, что зло – это отсутствие добра. Зло, как и тьма, не имеет собственной природы. Есть свет, обладающий  определенной природой и представляющий собой нечто реальное, когда он исчезает, на его место приходит тьма, которая не обладает природой и является ничем. Сильная сторона этой идеи в том, что она объясняет появление зла в мире, созданном добрым Богом. Слабая ее сторона в том, что она не объясняет силы зла. Ведь каждый ощущает на себе действие злого примера, к тому же дьявол воспринимается воплощением зла. Православная Церковь отвечает на этот вопрос иначе. Она утверждает, что зло – это испорченное добро. Поясню на примере. Если вернуться к мысли Плотина, то добро можно представить как икону, а зло, как пустой холст. Соответственно добро с точки зрения Православного богословия тоже можно сравнить с иконой, а вот зло – с изрубленной и надруганной иконой. Зла нет, оно не обладает природой, но оно не есть ничто. Зло видится святыми Отцами как паразит, берущий начало в добре, но искажающий его.  В этом его сила. Если мы внимательно вглядимся в эту проблему, то увидим, что зло не самобытно, оно не вводит в мир ничего нового. К примеру, есть добродетели, такие как любовь, смирение, незлобие и т.д. Существуют и противоположные им пороки: любви – ненависть, смирению – гордость, незлобию – гнев. Но нет ни одного порока, не являющегося антиподом какой-нибудь добродетели. Зло не способно создавать, оно способно только уродовать уже существующее.

— Непонятно, откуда берется зло. Ведь мир создал Бог, и все, что он сотворил – добро. Откуда же берется паразитирующее зло?

Зло рождается в свободной воле. Бог сотворил Ангелов и человека способными к любви. А любовь возможна только там, где есть свобода выбора. Творец желает, чтобы Его творение само направлялось к Нему, как и нас больше радует послушный ребенок, чем послушный компьютер.  Главное же свойство свободной воли – выбирать свой путь: принимать или отвергать добро. К примеру, возьмем такую ситуацию. Даем ребенку чистый лист бумаги. Его он может оставить целым или сделать из него что-нибудь красивое, например, цветок или самолетик, а может разорвать в клочья или еще как-нибудь испортить. Третьего не дано. Так и с добром. До определенного момента существовало только добро, начинающееся в Боге. Оно было как данность, ощущаемая, видимая, переживаемая разумными существами. Какое-то время Ангелы принимали его, но вот однажды самый прекрасный Ангел решил, что он сам может быть источником добра. Будучи стеклышком, пропускающим через себя свет, он возомнил себя солнцем, дающим свет. Перед ним тоже не оставалось третьего пути: либо он оставался божьим и творил добро, либо отталкивался от Него и тогда шел по пути отрицания всего божьего, создать альтернативное добро он не мог, потому что не был Богом. А потом через него злой пример, как вирус распространился во вселенной.

— Не является ли злом то, что Бог посылает болезни и смерть человеку?

Этот вопрос возникает из-за того, что добро нами воспринимается чаще всего как удовольствие, польза, счастье и, вообще, все то, что соответствует житейским потребностям, интересам и ожиданиям человека. Лишение же этого воспринимается как зло. С этой позиции болезнь и смерть тоже видятся злом. Однако, даже  не всякая боль и рана, нанесенная другим человеком, расценивается, как злой поступок. Например, зубной врач, особенно в древние времена, доставляет человеку боль. Но делает он это с благими намерениями, поэтому боль, которую он доставляет,  не является злом, а, скорее, добром. Один и тот же поступок может быть добрым, а может быть злым. К примеру, один человек сильно толкает другого. В одном случае он толкает для того, чтобы спасти от несущегося автомобиля, а в другом, для того, чтобы отомстить за что-либо. В первом случае этот поступок – добро, а во втором тот же поступок – зло. Зачастую зло рождается от желания добра, но неразумного желания. Известный философ 20 века, Сергей Франк, говорит, что 99% всех бед и зол суть результат воли к осуществлению добра, и только одна сотая доля зла и бедствий обусловлена действием откровенно злой, преступной и своекорыстной воли.

Зло, как мы уже говорили, коренится в свободной воле, и воля определяет качество деяния. Бог никогда не посылает человеку болезни или другие скорби, даже саму смерть, для того, чтобы доставить мучение человеку. Он делает это исключительно с благих намерений, желая через временную скорбь привести человека к вечному спасению.

— Церковь призывает нас творить только добро и удаляться от зла. Как в таком случае жить православному христианину в современном мире, когда каждый хочет тебя обидеть и обмануть?

Да, к сожалению, считается, что добрый человек — прежде всего мягкотелый. Например, Ницше говорит, что носители добра только по причине их жизненной слабости добропорядочны, зло же – «энергично, целеустремленно, аристократично». Однако добро совсем не предполагает мягкотелость. Никто не будет спорить, что Иисус Христос является образцом всех добродетелей, но в Его поступках никогда не просвечивалась слабость. Он делает кнут и изгоняет торговцев из Храма,  обличает религиозных авторитетов и сильных мира сего. В любой момент Он мог позвать на помощь легион Ангелов, но не пользуется этим, а мужественно терпит страдания. Только в романе Булгакова Он выглядит добряком-простачком, и только и знает, что говорить: «Все люди добрые». Реальный Христос не был таким. Мы с вами уже говорили, что главное условие доброго поступка, это  доброе намерение, желание добра. Вот возьмем такой случай. Муж с женой прогуливаются по безлюдному месту, тут нападают хулиганы и начинают приставать к жене. Что муж должен подумать в этой ситуации, если он христианин? Он может подумать, что грубые слова могут оскорбить бандитов, а причинение боли вообще может быть расценено ими как аморальный поступок, поэтому главное – не делать зла, а быть готовым простить им все, что бы они не сделали. Разве можно считать добрым подобное поведение? Нет, это величайшее зло! В этом случае не просто добрым, но святым делом было бы, если бы он  как следует помял ребра преступникам. Если мы взглянем в святцы, то увидим, что третьей частью православных святых являются войны. Мне кажется, что это о многом говорит. Однако, прежде чем оголять меч и махать и направо и налево во имя добра, вспомним еще раз статистику Сергея Франка: 99 % всех зол – результат неправильной воли доброго.

Еще хочу сказать, что зло далеко не аристократично, оно низко. Не случайно сатану называют обезьяной Бога, потому что зло способно только опошлить. В чем здесь аристократичность, в чем энергичность, в чем целеустремленность? Только добро обладает властью создавать, вдохновлять и оживлять.

Слушать аудиопередачу «Добро и зло»