Слово
Но есть слова весомые, густые от переполняющего их смысла. Или зажигательные, лучезарные, живительные. А можно услышать – редко, правда, – простые и добрые слова, от которых тихо веет материнской любовью. Есть и такой цены слова, что за них жизни не жалко…
Но все это – слова человеческие.
Христианство поставило Слово так высоко, как никто и никогда не дерзал. Еще на самой заре философии мыслителей больше всего волновал вопрос о началах: что породило весь мир? Вода? Огонь? Воздух или какая‑то другая сила? В сравнении с учениями древних философов ответ, прозвучавший от христиан, был совершенно необычен: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Бог был Слово (Ин. 1,1). Но не вкралась ли сюда какая ошибка?
Так незадачливый доктор Фауст пытается переиначить первые строки Евангелия от Иоанна. Но христиане непреклонны: И Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины (Ин. 1, 14). Что же скрывается за этими загадочными словами?
Слово Бога и слова человеческие. Его Слово – как «власть имеющего», исполнено силы и могущества. Его Слово рождает время и вечность, мир духовный и мир земной, горы и моря, леса и озера. Он говорит – и в ответ Его песне земля радостно произрастает траву и деревья, вода изводит рыб и пресмыкающихся. Несется Его Слово над лицом земли – и безгласие материи наполняется многоголосьем живых душ, щебечущих и поющих свои песни, напетые мелодией Божественного Слова. И лишь человек создается не только по велению, но и по Самому Образу Божественного Слова: только человек одаряется даром слышать слово, мыслить и говорить.
Бог христиан – это Тот, Кто Сам обращается к человеку и говорит о Себе Самом. Он отрывает Себя в Слове Божественного Откровения. Эти слова, услышанные человеком, записанные им, – уже не слова человеческие: в них повсюду слышится один и тот же Вечный Голос Трех Лиц, ведущих вневременный разговор друг с другом.
Божественное Слово – это диалог. Оно звучит не в пустоте: Оно всегда есть призыв. Человеческое же слово становится ответом в молитве.
Бог радостно смотрит, как первый человек Адам нарекает имена животным, проникая своим еще безгрешным взором в самую суть и выражая ее одним словом, словом человеческим, но исполненным уже сыновнего дерзновения.
Тогда, на заре человечества, еще не было слов злых и смертоносных. Они пришли вместе с первой ложью: «Нарушьте запрет – и станете как боги!» Искусительное слово диавола змеиной струйкой просочилось к прародителям, и соблазн так легко стать наравне с Тем, Кто столь Чудесен, оказался сильнее сыновней любви и послушания…
Такова цена злого слова. Слова‑хищника, слова‑предателя, слова, в общем‑то уже давно переставшего быть настоящим словом, превратившемся в обертку от слова. Когда остаются одни обертки – уже не имеет значения, какого они цвета. Они все равно будут кружить так, как укажет несущий их ветер – чей‑то ветер! Но слово истины – непоколебимо. Проходят века, меняются лица, но истина остается той же. И тот, кому дорога истина, будет дорожить своим словом, не уродуя его, не предавая, памятуя, что «от слов своих осудишься – и от слов своих оправдаешься» (см. Мф. 12, 37)…
[1] Гете И. Фауст.
[2] Аверинцев С. Молитва о словах.