Храм вмч. Георгия Победоносца
в Мытищах
на территории воинской части

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Сергиево-Посадская епархия
Мытищинское благочиние

Под покровом тьмы

Автор текста:
Мазаев С.А.
Текст читает:
Леонид Кулагин
Среди поклонников и исследователей творчества А.С. Пушкина до сих пор не утихают споры о том, кто же в действительности является автором скандальной «Гаврилиады», читать которую, не испытывая серьезного смущения, не способен, пожалуй, ни один христианин. Однако достоверное знание о том, писал или нет Пушкин богохульную поэму, не столь важно, как отчетливое понимание того, почему сам поэт неоднократно отказывался от ее авторства. Не хотел портить отношения с Церковью, что по тем временам означало стать государственным преступником? Это вполне естественное предположение, но, думается, в данном случае дело обстоит значительно сложнее. Возможно, Пушкин считал, что названная поэма компрометирует его именно как поэта, ведь, согласно его собственному убеждению, «гений и злодейство – две вещи несовместные». А значит, грех богохульства, совершенный автором «Гаврилиады», превращается в серьезный художественный изъян самого произведения.
Автор текста:
Протоиерей Павел Великанов
Текст читает:
Леонид Кулагин
– Я, конечно, не вполне с ним согласен, но все‑таки в его словах есть здравый смысл. Он сказал, что если бы я на самом деле понимал, что происходит в моей душе, какие страсти и грехи в ней живут, то меня больше бы занимали не видения, а то, как бы стать другим, чище и лучше. Кто‑то из святых сказал, что видеть свои грехи, как песок морской, гораздо выше, чем каждый день видеть Ангелов. Он сравнил душу с озером: когда в нем всякая муть плавает, дна не видно; а муть осядет, вода успокоится – и можно каждый камешек на глубине рассмотреть. Внимательный к своему спасению человек не только видит, какие коряги и булыжники в его душе скрываются, но и аккуратно их оттуда убирает через исповедь и те дела, которыми лечатся страсти. А когда ты уже начинаешь Ангелов видеть и со святыми в режиме он‑лайн общаться, это говорит – ты уже далеко зашел, никаких грехов и неправд за собой не заметишь!
Автор текста:
Протоиерей Павел Великанов
Текст читает:
Леонид Кулагин
Христианство всегда смотрело на мифы народов не без уважения и интереса, видя в них по‑детски изложенное повествование о главном. Конечно, между религией и мифическими образами лежала великая пропасть. Однако нельзя отрицать и то, что многие библейские истины сохранились в большинстве древних мифов, хотя и в искаженной форме. Таковы повествования о творении мира и человека, грехопадении, змее‑искусителе, всемирном потопе и многое другое. Здесь миф выступал как поэтическая, художественная форма провозглашения истины, которая не претендовала на объяснение всего с математической точностью, но четко обозначала жизненный горизонт для человека, обращая внимание на самое главное.
Автор текста:
Протоиерей Павел Великанов
Текст читает:
Леонид Кулагин
Вера всуе. Пустая, ложная вера. Но все равно вера. Все равно чего‑то человек боится, даже забаррикадировавшись от Бога хай‑теком, удобствами и правами человека. Вера, пусть глупая, порой смешная до слез – но все‑таки свидетельство того, что не все в наших руках, есть еще и коварный Случай, который в один миг может все расстроить. И в неосознанном отчаянии от собственного бессилия и полной беззащитности человек пытается хоть как‑то обезопасить себя от всего, что может внезапно вторгнуться в жизнь, – обезопасить всяческими талисманами, бессмысленными – зато такими загадочными! – ритуалами, нескончаемой атрибутикой, которой сегодня наполнены магазины.
Автор текста:
Протоиерей Павел Великанов
Текст читает:
Леонид Кулагин
Магия, этот древний способ решения любых проблем. Правда, далеко не всякий отважится обратиться к колдуну: еще не совсем выжженный грехом инстинкт самосохранения так и терзает сердце, не слишком ли большая цена за результат? Но и соблазн велик: ведь в отличие от религии, в колдовстве или шаманстве результат зависит только от способностей колдуна, а вовсе не от покаяния, поста или молитв пришедшего. Выгода кажется очевидной: переступив через сердечное смятение, ничем другим в жизни больше поступаться не придется, все останется по‑прежнему. Главное – будет столь желанный результат, и жизнь дальше потечет тем же руслом, каким она текла до появления проблемы.
Автор текста:
Протоиерей Павел Великанов
Текст читает:
Леонид Кулагин, Эдуард Марцевич
Всепоглощающая влюбленность в этот мир вместе с его светлыми и мрачными сторонами – то, что во все времена отличало язычника. Ему не интересна истина сама по себе, для него есть только одна истина – это он сам и то, что он хочет жить. Жить долго, радостно, счастливо. Здесь и сейчас. Не озадачивая себя какими‑то заповедями или запретами. Жить любой ценой. И если кто‑то встал поперек пути – это его беда. Ведь для язычника – особенно современного – «справедливость выше милосердия». А языческая справедливость требует одного: чтобы язычнику ничего не мешало жить так, как он хочет. Даже если другим это приносит боль и горе. Ведь таков закон Космоса, такова жизнь: в ней, считает язычник, добро неотделимо перемешано со злом, почему и языческие боги и добры, и злы одновременно. Нет никакого Абсолютного Добра. Нет Бога.