Храм вмч. Георгия Победоносца
в Мытищах
на территории воинской части

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Московская Епархия
Мытищинское благочиние

Отношение к пище в пост

Автор публикации:
Протоиерей Александр Краля
Отношение к пище в пост

Так сложилось, что для большинства что-либо слышавших о Великом посте, он ассоциируется с ограничением именно в пище. Так это и для многих воцерковленных людей. Конечно, мы знаем и помним, что пост не заключается в пище и вовсе не в пище он, но, тем не менее, последняя занимает важное место в постовом периоде. Наверно потому, что эта сторона поста видима, осязаема, и тут легко вынести вердикт: постится человек или нет. Не так просто в борьбе с духовными недугами, со страстями, с грехом. Кто знает, что там происходит внутри человека, кроме него самого? Да, нам известно, что преодоление страстей, очищение внутренности сосуда, каковой является душа, и приближение к Богу является целью и смыслом поста, но и ограничение в пище, приобретение навыка воздержание тоже очень сильное средство, помогающее приблизиться к цели.

Если говорить о тех нормах пищевого ограничения, которые прописаны в уставе, то, надо признать, что для мирян они трудноисполнимы, хотя и не невозможны. Но все-таки они рассчитаны на монахов, живущих в монастыре в определенных условиях. Уставные предписания относительно пищевого поста подразумевают в будние дни полный отказ от пищи до вечера, в другие дни – сухоядение, без горячей пищи и масла. Иногда в церковных календарях воспроизводят эти древние уставные нормы, чем повергают в уныние читающих: мало того, что с трудом удается справляться со своими эмоциями и взрывами, как назло обостряющимися во время поста, так тут можно совсем озвереть, если еще и кушать по уставу. Поэтому реконструировать для христиан, живущих в миру, уставные нормы поста, предназначенные для монастырей, по меньшей мере, неразумно. Да и в большинстве монастырей сейчас редко придерживаются этих строгих указаний. Хотя я знаю человека, который весь пост постится по уставу, а в первую неделю ничего, кроме святой воды и просфоры, не ест до пятницы. И, знаете, хорошо себя чувствует. При этом очень доброжелателен к окружающим, человеческой крови не пьет, несмотря на то, что работает в большом коллективе.

Уже на протяжение очень длительного времени сформировались универсальные условия, касающиеся пищевого поста. Это исключение мясных, рыбных и молочных продуктов. В Великий пост дважды разрешается вкушать рыбу: на праздник Благовещения (если он не приходится на среду и пятницу) и в Вербное воскресенье, а в Лазареву субботу разрешается употребление рыбной икры. Традиционно первая, четвертая (Крестопоклонная) и последняя (Страстная) седмицы поста, а также среды и пятницы каждой недели, считаются более строгими.

Все остальное – овощи, фрукты, картошка, макароны, крупы и каши вполне пригодно в пищу. Да и от масла подсолнечного и оливкового отказываться не стоит. Кроме того, в пост можно употреблять в пищу морепродукты. И, конечно же, во всем соблюдать меру, потому что можно объесться и хлебом. Это, скажем так, общие рекомендации. Но многое зависит от индивидуальных особенностей каждого человека: здоровья, рода занятости, условий труда и т.п. Здесь пищевой пост должен регулироваться с целью не причинить себе вреда и определяться самостоятельно в зависимости от обстоятельств (при этом без лукавства, понимая, что мороженое и тортики не жизненно необходимые продукты, они скорее, наоборот, вредят здоровью). Не надо бежать к священнику и просить его благословения на каждую бутылку молока, думая, что в этом случае в его употреблении в пост не  будет греха. Нет никакого греха, если не постная пища пища употребляется по причине болезни или физической слабости. Не надо думать, что бутылка молока закрывает человеку вход в Царство Божие. Этот вход преграждают злоба, зависть, гордость, сребролюбие и прочие страсти, уютно гнездящиеся в его сердце.

Поэтому, помня те универсальные условия, о которых я сказал уже, а также учитывая особенности своей жизни и здоровья, и нужно придерживаться пищевого поста. При этом помнить, что главной заботой этих дней является очищение своей души и искоренение страстей.

Никифоров-Волгин В.А. Великий пост (рассказ).