Храм вмч. Георгия Победоносца
в Мытищах
на территории воинской части

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Московская Епархия
Мытищинское благочиние

Богослужение Великого поста. Святая Четыредесятница

Автор публикации:
Протоиерей Александр Краля
Богослужение Великого поста. Святая Четыредесятница

Великий пост состоит из двух частей: из так называемой Святой Четыредесятницы и Страстной седмицы. Четыредесятница, т.е. сорокадневка, это первые шесть недель поста, которые без Лазаревой субботы и Вербного воскресенья как раз и составляют 40 дней. А Страстная седмица – это неделя перед Пасхой, которая посвящена воспоминанию последних дней земной жизни, страданиям, смерти и погребению Господа Иисуса Христа.

Богослужение Великого поста по своему содержанию отличается от богослужения прочих дней года. Оно наполнено образами и символами, приводящими человека к покаянному настроению. Все службы буквально пронизаны призывом к покаянию и исправлению своей жизни. Книга, в которой содержится последование великопостного богослужения называется Триодь Постная. Кроме прочих молитвословий она содержит в себе неполные каноны на утрени. Как правило, это трипеснцы, то есть состоящие из трех песен, а не из восьми или девяти, как это обычно бывает. От этих трипеснцев она и получила свое название. Триодь построена таким образом, что в ней отображена вся история спасения человеческого рода: от сотворения мира до явления Христа Спасителя. Поэтому и начинается Великий пост чтением книги Бытия — первой священной книги Ветхого Завета. Ни в какой другой книге так ярко и цельно не переданы искренние и горькие слезы падшего человечества, живущего ожиданием своего избавления из духовного рабства, как в Триоди Постной, призывающей к покаянию и очищению сердца.

А теперь я постараюсь по возможности раскрыть все те особенности, которые отличают богослужение Великого поста. И начну с периода Святой Четыредесятницы.

Прежде всего, отличительной чертой великопостного богослужения является то, что не каждый день совершается полная Божественная Литургия. Исключением из служебного круга полной Литургии — этого самого торжественного и радостного христианского богослужения, подчеркивается покаянный характер наступивших дней. Она вовсе не совершается в понедельник, вторник и четверг на протяжении всей Четыредесятницы, но чтобы не оставлять верующих без Причащения в течение пяти дней, в Церкви существует особый чин Литургии, составление которого принадлежит святителю Григорию Двоеслову, папе Римскому (540-604). Называется она Литургия Преждеосвященных Даров и совершается в среду и пятницу всего Великого Поста, а также в праздник обретения главы Иоанна Предтечи (9 марта), если он приходится на время поста, в день памяти сорока Севастийских мучеников (22 марта), в четверг пятой седмицы поста (т.н. «стояние Марии Египетской», когда полностью прочитывается канон преп. Андрея Критского).

Литургия Преждеосвященных Даров называется так потому, что на ней для Причащения используются заранее освященные на последней полной Божественной Литургии Святые Дары. Они хранятся в специальном сосуде или на дискосе на престоле, затем переносятся на жертвенник, а после снова, но уже через Царские Врата, на престол при пении молитвы: «Ныне Силы небесные с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы: се Жертва тайная, совершена дориносится. Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуия». В русском переводе это песнопение будет звучать так: «Ныне Небесные Силы невидимо служат с нами, ибо входит Царь Славы: вот таинственная Жертва, уже освященная, торжественно переносится. С верою и любовью приступим (к Жертве), чтобы стать причастниками вечной жизни. Аллилуия». После перенесения Святых Даров на престол завеса Царских Врат закрывается только наполовину, тем самым указывая на особенность Литургии Преждеосвященных как неполной, не имеющей в своем составе самой главной части — Евхаристического канона, на котором совершается преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христову. В связи с этим на Преждеосвященной Литургии не причащают младенцев, которые не могут еще проглатывать частичку, потому что в Чашу наливается простое вино, в которое погружаются раздробленные частицы освященных Даров.

Важной отличительной особенностью великопостного богослужения является молитва преподобного Ефрема Сирина (306-373), которая произносится в Великий пост за каждой службой. При этом каждое из трех прошений этой молитвы положено сопровождать земным поклоном, затем 12 поясных поклонов со словами «Боже, очисти мя грешного (грешную)», и снова полностью вся молитва с одним земным поклоном в конце ее. Молитва эта очень краткая, но чрезвычайно глубокая по своему содержанию, и в лаконичных словах содержит все то, от чего мы должны избавиться, и все то, что мы должны приобрести за благодатное время Великого поста.

Господи и Владыко живота моего, дух праздности,

уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и

любве даруй ми рабу Твоему.

Ей Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения,

и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.


Эта молитва вдохновила А.С. Пушкина к замечательному ее стихотворному переложению:

Отцы пустынники и жены непорочны,

Чтоб сердцем вознестись во области заочны,

Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,

Сложили множество божественных молитв;

Но ни одна из них меня не умиляет,

Как та, которую священник повторяет

Во дни печальные Великого поста.

Всех чаще мне она приходит на уста

И падшего крепит неведомою силой:

«Владыка дней моих! Дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не даждь душе моей.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи».

В первые четыре дня седмицы, с понедельника по четверг, вечером совершается великое повечерие с чтением великого покаянного канона преподобного Андрея Критского (712). Великим он называется как по множеству воспоминаний, мыслей и образов, взятых из Ветхого и Нового Заветов, которые длинной чередой проходят перед молящимися и заканчиваются призывом к покаянию, усиливающимся от припевов «Помилуй мя, Боже, помилуй мя», так и по количеству содержащихся в нем тропарей. В обычном каноне их не более 30, здесь же около 250. В эти четыре дня он разбивается на четыре части, а полностью прочитывается в среду вечером пятой седмицы поста.

В субботу первой недели поста совершается память великомученика Феодора Тирона (ок. 306). При этом вспоминается та чудесная помощь, которую он оказал константинопольским христианам во времена царствования императора Юлиана Отступника (361-363), приказавшего в первую неделю Великого поста тайно окропить идоложертвенной кровью все продукты на рынке. Святой Феодор явился архиепископу Константинополя и предупредил его о том, что сделал император и повелел употреблять в пищу отваренную пшеницу (коливо). Освящение этого колива бывает в пятницу после Преждеосвященной Литургии при чтении канона великомученику Феодору.

Первое воскресенье Великого поста именуется Торжеством Православия. В это воскресенье утверждается торжество Православия над всеми еретическими учениями, возмущавшими Церковь на протяжении многих веков, и особенно над последним — иконоборческим. «День радостный и веселия исполненный явися днесь, — воспевает Церковь в одной из стихир, — светлость бо догмат истиннейших блистает, и сияет Церковь Христова, украшена воставленьми икон святых ныне, и изображений сияньми, и единомыслие бывает верных богопочтенное». По завершении Литургии в этот день во всех храмах совершается так называемое Последование Недели Торжества Православия, в котором верующие по примеру апостолов просят Господа «умножить в них веру», оградить от зла и лукавых людей.

Во вторую, третью и четвертую субботы Великого поста совершается поминовение усопших. Этим самым Церковь как бы сугубо возмещает тот недостаток литургического поминовения, который складывается из-за особенностей великопостного богослужения. Ведь в будничные дни не бывает Литургии и, соответственно, нет поминовения усопших при совершении Евхаристии.

Второе воскресенье Великого поста посвящено памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Солунского (XIV в.). Святитель Григорий учил о несотворенности Фаворского света, того света, которым сиял Христос в день Преображения. Он учил, что озарения этим Божественным светом может достигнуть и подвижник посредством поста и молитвы. В песнопениях этого дня Церковь обращается к святителю Григорию, чтобы тот молился Христу «просветити Божественным светом» всех подвизающихся на поприще поста.

Третье воскресенье Великого поста называется Неделей Крестопоклонной. В этот день, который есть середина поста, прославляется Крест Христов и духовные плоды крестной смерти Спасителя. В субботу, на всенощном бдении, как и на праздник Воздвижения, на середину храма выносится Крест и предлагается для поклонения в течение следующей недели до пятницы. Крест Христов посреди поста дает силы, чтобы достойно завершить Святую Четыредесятницу: «Крест Христов честный днесь предложенный видевше поклонимся, и верно возвеселимся, облобызающе любовию, на сем волею распеншагося просяще Господа, сподобити всех нас, и Кресту честному поклонитися, и достигнути Воскресение неосужденно».

В богослужениях четвертого воскресенья поста для размышления предлагается пример высокой постнической жизни в лице преподобного Иоанна Лествичника (VIв.) – автора знаменитой «Лествицы», в которой изображается жизнь христианина, как восхождение по ступеням, от силы в силу к большей славе. Поэтому и прославляется преподобный Иоанн, «постом, бдением, молитвою небесная дарования приим…», призывающий стремиться к большему совершенству, очищению души посредством воздержания, образец которого он сам показал своей жизнью.

В четверг пятой седмицы на утрени, а на практике в среду вечером, читается полностью канон преподобного Андрея Критского (тот, который читался частями на первой седмице поста в первые четыре вечера) и житие преподобной Марии Египетской. Служба этого дня именуется в народе «стоянием Марии Египетской» из-за длительного чтения полного канона.

Суббота пятой седмицы называется Субботой Акафиста или Похвалой Пресвятой Богородицы, потому что в пятницу вечером на утрени поется акафист Божией Матери, в память Ее заступления Константинополя от нашествия варваров в VII в. Делится акафист на четыре части и исполняется в определенных местах утрени, при чем каждая часть предваряется и завершается пением кондака «Взбранной Воеводе…». Этот акафист самый древний, очень поэтичный и глубокий по своему содержанию. Впоследствии на его основе стали составляться и другие акафисты.

Пятое воскресенье Великого поста посвящено преподобной Марии Египетской, житие которой было прочитано в храмах ранее, в среду вечером. Свою юность и молодость Мария провела в гнусном разврате, и как она сама говорила старцу Зосиме, не было такого греха, в который бы она не впала. Но, после чудесного события, придя в себя, как приточный блудный сын, она осознала гибельность своей жизни и удалилась в Иудейскую пустыню, где провела сорок семь лет в строгом подвижничестве и достигла духовного совершенства. Святая Мария – образец глубинного и подлинного покаяния, способного изменить всю сущность человека: «Образ покаяния тебе имущи всепреподобная Марие, Христа моли, во времени поста, сему нам дароватися, яко да в вере и любви, тя песньми восхвалим».

Суббота шестой недели иначе называется Лазаревой субботой, потому что в этот день вспоминается чудо воскрешения Господом Иисусом Христом Лазаря из Вифании, брата Марфы и Марии (Ин. 11). Спаситель и раньше воскрешал умерших (сына Наинской вдовы, дочь начальника синагоги Иаира), но воскрешение Лазаря было поистине настоящим чудом и непреложным свидетельством Божественности Христа, потому что Он вернул к жизни того, кто уже четыре дня находился во власти смерти, и тело которого уже начало разлагаться. Но глас Божий вернул дыхание жизни в него, чем подтвердил будущее воскресение всего человечества. «Общее воскресение, — поет в этот день Церковь, — прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже». Событие это стало причиной того, что многие из иудеев уверовали во Христа. Но оно же еще более озлобило первосвященников и фарисеев, которые, узнав, что сделал Христос, сразу же созвали совет и говорили: «Что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом. Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Ин. 11, 47-50). Таким образом, то, что раньше зрело только в сердцах, теперь было высказано открыто и прямо. С этого момента было принято окончательное решение убить Иисуса из Назарета, Которого вожди народа упрямо не хотели признать за Христа.

Вербное воскресенье посвящено событию торжественного Входа Господна в Иерусалим. В пятницу перед Лазаревой субботой заканчивается пост Святой Четыредесятницы. В одном из песнопений этого дня мы слышим: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу Страсти Твоея просим видети, Человеколюбче». Таким образом, Лазарева суббота и Вербное воскресенье являются своего рода перекидным мостиком от Четыредесятницы к Страстной Седмице.