Храм вмч. Георгия Победоносца
в Мытищах
на территории воинской части

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Московская Епархия
Мытищинское благочиние

Важные дни Великого поста

Автор публикации:
Протоиерей Александр Краля
Важные дни Великого поста

Каждый человек, даже очень далекий от Церкви, знает, что Великий пост – это особое время как в жизни христианина, так и вообще в кругу года. Но современному христианину вне храма и вне дома почувствовать, что идет время поста довольно сложно, почти невозможно. В отличие от давних (а может быть, и не совсем давних) времен, когда на первой седмице поста закрывались лавки, прекращались торговые дела, приостанавливались всякие развлечения, а весь пост сопровождался особым настроением, которое ощущалось и внешне, сейчас постовой период ничем не отличается от не постового.

И только в храме в богослужебном ритме в полной мере отражается постовое состояние. Верующий может создать такое состояние и в домашней обстановке, если этому будут благоприятствовать семейные обстоятельства. Поэтому, для того, чтобы почувствовать пост, настроиться на него, не обойтись без храмового постового богослужения. И вообще, надо сказать, что храмовое богослужение является той солью, которая придает вкус и всем другим сторонам постового времени: и пище, и настроению, и внутреннему содержанию. Конечно, Великим постом большинство христиан старается прийти в храм в воскресенье, подготовиться к исповеди, причаститься. Но в том-то и дело, что особенные службы поста бывают только в будние дни, а службы воскресенья (которое даже в Великий пост по-прежнему остается «малой Пасхой» и потому радостно и торжественно) мало чем отличаются от воскресных служб всего года.

Совершенно очевидно, что будние дни — рабочие дни для большинства современных христиан, и далеко не всегда  можно найти возможность в такие дни прийти в храм. Но есть такие важные и знаковые службы Великого поста, несущие огромную смысловую нагрузку, побыть на которых, помолиться было бы очень полезно. Они в полной мере передают настроение и атмосферу Великого поста. Что это за дни и богослужения?

  1. Вечера первых четырех дней поста (или хотя в один из них), когда читается покаянный канон преподобного Андрея Критского, вставляемый в великое повечерие – службу, которая кроме поста в храме не совершается.
  2. Литургия Преждеосвященных Даров. Обычно она служится утром, но в нашем храме существует практика в течение поста совершать несколько вечерних Литургий (в 18.00). В таком вечернем служении нет ничего несообразного, она и должна по Уставу служиться вечером. Кроме того, это удобно тем, кто работает.
  3. Вечер среды пятой седмицы поста. Этим вечером полностью читается покаянный канон преподобного Андрея Критского, который частями читался на первой седмице. Также на этой службе читается житие преподобной Марии Египетской.
  4. Вечер пятницы пятой седмицы поста, когда совершается очень красивая служба Похвалы Пресвятой Богородицы. В этот вечер в четыре приема поется акафист Божией Матери.
  5. Ну и конечно-же, последование служб Страстной недели, последней перед Пасхой. Невозможно почувствовать радость Воскресения, осознать смысл Пасхи без переживания событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа. Если есть возможность, то надо быть на храмовых службах и Великого Четверга, в который совершается воспоминание Тайной Вечери, установление Таинства Евхаристии, и Великой Пятницы с ее трогательными богослужениями погребения Христа, и Великой Субботы с ее таинственной тишиной и великим торжеством попрания смерти и греха.

В то же время участие в таких службах не может быть обязанностью, оброком, одно присутствие на которых уже самодостаточно. Службы поста (да, впрочем, и любая храмовая служба) наполнены глубоким смыслом. Невозможно быть на службе и не вынести с нее каких-либо размышлений, задуматься о той или иной стороне своей жизни. К сожалению, часто происходит так, что служба заканчивается и сразу же поднимается шум. Простите, но даже в театре или кинотеатре после окончания какого-либо глубокого по смыслу представления или фильма, зрители поднимаются и в задумчивости и молчании покидают зал. Храмовое богослужение не спектакль, но часто отношение к нему даже еще ниже, чем к театральной постановке. И здесь есть над чем задуматься...

Службы Великого поста и особенно Страстной седмицы очень трогательные, сосредоточенные, глубокие… Какие великие события проходят перед глазами… Какие прекрасные молитвы и песнопения звучат в эти дни в храме, проникающие в саму душу… Чтение 12 страстных Евангелий, вынос Плащаницы, погребение Спасителя, светлая служба Великой Субботы. Смотришь на людей и не налюбуешься: все стоят и вправду сосредоточенные, внимательные, но… закончилась служба, все разбились на группки и что-то обсуждают. И думается – а те ли люди были на службе? Их как будто подменили, не осталось и следа от былого сосредоточенного состояния. А может быть, я ничего не понимаю? Думаю о том, что они обсуждают какие-то будничные дела, а на самом деле они обсуждают смысл того, что услышали в молитве или песнопении, и я возвожу напраслину? «Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад!»

Я вовсе не говорю о том, что надо полностью замкнуться, но соблюсти меру, место, время и тишину просто необходимо, если хотим, чтобы молитва оставила след в душе. Если хотим… И это относится не только к постовым службам, но и ко всякому богослужению, к каждой Литургии.

Богослужение Святой Четыредесятницы

Расписание богослужений. Март 2020

Шмелев И.С. Великий пост (отрывок из романа «Лето Господне»)