Храм вмч. Георгия Победоносца
в Мытищах
на территории воинской части

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Московская Епархия
Мытищинское благочиние

Проповедь в праздник Казанской иконы Божией Матери и день народного единства

Автор публикации:
Протоиерей Александр Краля
Проповедь в праздник Казанской иконы Божией Матери и день народного единства

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшний праздничный день, посвященный любимой всеми верующими людьми Казанской иконе Пресвятой Богородицы, обращает наш мысленный взор на события, которые происходили четыре столетия назад. Это было время разорения русской земли, разрушения былой государственности, нравственного упадка. Это было время, когда русский человек уже не чувствовал себя хозяином своей земли и своей жизни. Это было время, в которое его вера в Бога испытывалась на прочность и искренность. Одним словом, это было время, которое исследователи впоследствии назвали Смутным временем русской истории.

В начале XVII века и Москва, и сам Кремль находились в руках иноземных захватчиков. Они господствовали везде. И везде старались насадить обычаи, чуждые русской православной культуре и быту. Православная вера подвергалась унижению и поруганию. Несколько раз русские люди предпринимали попытки к тому, чтобы освободить свою землю от врагов, но все они заканчивались неудачей. И так проходил год за годом. Но сегодняшнее событие, когда мы вспоминаем освобождение Кремля и начало очищения Москвы и всей русской земли от неприятелей, стало переломным и явилось свидетельством перехода от сатанинской смуты к Божьему порядку. И событие это связано с Казанским образом Пресвятой Богородицы. Почему именно этот образ? Потому что именно эта икона была в том народном ополчении, которое подошло к Москве и освободило ее, а затем всю русскую землю от иноземных захватчиков.

Сегодня также и государственный праздник, который мы называем уже на протяжении 15 лет Днем народного единства. И в этот день мне хотелось бы вспомнить те слова, которые Господь сказал в последние часы Своей земной жизни, молясь за своих учеников в Гефсиманском саду: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17, 21). Вот эта Христова молитва о единстве Его учеников очень важна для осознания нашей христианской жизни.

Что значит этот призыв к единству? Мы должны осознать и принять, что, в первую очередь, эти слова Господа обращены к нам. Он о нас молился… И этот призыв Христов к единству понятен, но что надо сделать для того, чтобы  воплотить его в жизнь? Что будет свидетельствовать о единстве людей друг с другом? Ведь, к сожалению, мы видим, как много разрозненности, разделения, вражды, ненависти, взаимного зла присутствует в современном мире, который нас окружает. Это было всегда, скажет кто-то. И в чем-то будет прав. Но мы живем не всегда, мы живем сейчас, и мы в ответе за настоящее время, которое будут судить в будущем.

Как же нам воплотить в жизнь этот призыв Христов к единству? Ответ на этот вопрос лежит в самом призыве. Единство воплощается через приближение к Богу: «Как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17, 21). То есть тогда, когда мы приближаемся к Богу, когда вверяем Ему свою жизнь, соединяем свою волю с Его волей. Тогда, когда мы приобщаемся Телу и Крови Христовых. Тогда, когда мы живем по заповедям Божиим в нашей обычной жизни (не в храмовой жизни, а в обычной – на работе, в семье, на улице, в общественном транспорте, за рулем автомобиля). Тогда, когда мы помним о Боге в любой час нашего бытия. Мы можем приблизиться к заповеданному Им нам единству тогда, когда удаляемся от разделяющего всё и всех греха и мужественно противостоим ему. Ведь человек, совершающий грех, тем самым разделяется сам в себе и выпадает из Единой Церкви Божией, потому что греху нет места в Царстве Божием.

Очень хорошо, что мы чтим Божию Матерь и сегодня собрались в храме для того, чтобы помолиться перед Ее Казанским образом. Но давайте вспомним вот о чем. В первом ополчении, возглавляемом Прокопием Ляпуновым, тоже была Казанская икона Божией Матери. Но ее присутствие в этом ополчении не явилось гарантом и условием его успеха. Наоборот, мы знаем, что это ополчение было неудачным. В конце концов, оно распалось и ничего не достигло. Почему? Потому что в нем, к сожалению, собрались очень разделенные люди: каждый хотел своего, каждый преследовал свои интересы, каждый хотел сам начальствовать. И даже в такой ситуации, когда русская земля находилась в агонии, на, казалось бы, уже издыхающем трупе, все равно хотели достичь чего-то своего, получить свою выгоду. Но думать, что в таком греховном состоянии людей, Бог может через Божию Матерь оказать им помощь и содействие, бессмысленно. В первом ополчении были лишь икона Божией Матери. Но была ли Она Сама с ним?

И эта же икона была и во втором ополчении. Перед ней совершались молебны, возносились молитвы, ополченцы накладывали на себя пост, воздержание, удалялись от всякого преступления, пресекали внутренние интриги и ссоры. И их трудное начинание  имело успех. Конечно, можно сказать, что это всего лишь совпадение, но почему-то современники связали успех своего предприятия, которое казалось безнадежным, именно с Небесной помощью и предстательством Божией Матери. И Казанскую икону Божией Матери стали почитать не сейчас, не в XX веке, а еще тогда. И заступничеству именно Пресвятой Богородицы отдали и славу, и победу своего дела.

Все это показывает, что и наше христианское призвание, наша духовная жизнь должны быть действенными, а не иметь только обрядовую сторону. Самое главное должно быть внутри нас, потому что там, именно там, внутри, зарождается Царство Божие (Лк. 17, 21). Если оно там не родится, то нигде больше оно не родится. И надеяться, что Царство Божие придет каким-то «приметным образом» (Лк. 17, 20), установится в каком-то определенном месте, куда мы можем, купив билет, доехать или долететь, глупо. Прося помощи у Господа, Божией Матери, у всех святых, которые предстоят перед Богом, мы не должны забывать о том, что и мы тоже призваны к святости, что и мы можем стать храмом Духа Святого. И нам важно осознать, что если это состояние святости не будет иметь своего начала здесь на земле, еще в этом бренном теле, то оно не будет иметь своего продолжения и в вечности. Сегодняшний день учит нас искренности и глубине христианской жизни. Если христианин полагает, что религиозные атрибуты на теле, в одежде, в автомобиле, на рабочем месте или дома это и есть духовная жизнь, то горе ему, ибо далеко он отстоит от Царства Небесного.

И, следовательно, то единство, к которому призывает нас Господь, если не выражается в реальной жизни во Христе и исполнении Его заповедей, будет слишком хрупким и призрачным, распадающимся при первом же мало-мальском испытании. Это единство не может созидаться лишь на внешних вещах, следовании неким идеям и традициям. Зачастую даже в храме люди, которые больше и чаще других слышат слова Христа о единстве, о любви, о прощении, не проявляют, к сожалению, ничего подобного. Более того, раздираются ссорами и спорами, унижением и оскорблением друг друга. И все это от того, что слово Божие входит в уши, но не впускается в сердце. Сердце либо каменное, либо холодное, либо заросло сорняками суеты… Священномученик Игнатий Антиохийский пишет в одном из своих посланий, что «Бог обещает нам единение, которое есть Сам Он»[1]

Господь через такие дни, подобные сегодняшнему, взывает к сердцу человека. Наглядно показывает, что если он отвергает свой греховный эгоизм, стремится к воплощению Его заповедей во всех проявлениях своего бытия, то помощь Его близка и действенна. А Божия Матерь, Которую мы сегодня чтим и благодарим, не оставит Своим ходатайством тех, которые, подобно Ей, с любовью и смирением отзываются на призыв Божий к святости своей жизни. Аминь!

Протоиерей Александр Краля

[1] Игнатий Антиохийский, сщмч. Послание к Траллийцам // Ранние отцы Церкви. Антология. Брюссель. 1988. С.121.