Храм вмч. Георгия Победоносца
в Мытищах
на территории воинской части

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Сергиево-Посадская епархия
Мытищинское благочиние

Дети в руках гаджетов

Автор публикации:
Протоиерей Александр Краля
Дети в руках гаджетов
Приобщение детей к церковной жизни, домашней молитве, храмовому богослужению всегда являлось и является той темой, которая очень волнует родителей и педагогов. По этим вопросам написано много книг разного характера и различными авторами. И я хочу коснуться данной темы, но в той области, которая беспокоит лично меня.
 
Детям необходимо рассказывать, как вести себя в храме. Их надо учить, что такое храм и для чего мы в нем собираемся (и в этом нет ничего необычного, мы ведь тоже в свое время кем-то были этому научены или сами об этом прочитали). Для этого не требуется каких-то особых способностей и какой-то особой подготовки. Прежде всего, надо учить благоговейному (ну, или просто уважительному) отношению к храму и к тому, что в нем происходит. Затем учить вежливому и почтительному отношению к другим людям, которые в храме находятся. На уровне детского восприятия в этих вещах и будет воплощение и реальное применение в жизни тех двух заповедей, о которых учил Христос: о любви к Богу и любви к ближним. Я понимаю, что психика и восприимчивость у детей разная. Бывают дети с очень сложным внутренним миром, сейчас они слушают, кивают головой, все понимают, но как только отходят – снова чистый лист. Но учить, рассказывать, объяснять детям важные вещи мы должны (я думаю, тут со мной все согласятся, я не говорю ничего такого необычного), а насколько это будет усвоено – вопрос второго плана. Плохо, когда родители вовсе не занимаются этическим вопросами и по большому счету для них нет разницы, как ведет себя их ребенок в том или ином месте. Замечания посторонних воспринимаются в штыки и с агрессией. Помню несколько лет назад в храм на вечернюю службу пришла молодая женщина с двумя детьми, один из них был дошкольного возраста, а второй уже школьник. Это было летом, в храме было несколько человек. Из-за жары были открыты окна. Женщина стояла в храме, а дети бегали на улице вокруг и та-а-ак кричали, что я думал, что вот еще чуть-чуть и сбегутся из окрестных домов люди, думая, что здесь кого-то жестоко истязают. Не говорю уже о том, что крики их заглушали пение и делали совершенно невозможной службу. Я терпел, терпел, но в конце концов не выдержал. Взяв себя в руки и изобразив улыбку на лице, подошел к этой женщине и вежливо попросил, чтобы она успокоила детей. В ответ она фыркнула, вышла на улицу, забрала детей и вовсе ушла. Я, конечно, тут же пожалел, что подошел к ней, но с другой стороны и терпеть такое уже не было мочи.
Если это ребенок, то это вовсе не значит, что ему все позволено, и он может делать все что угодно и где угодно. Как любят говорить сторонники свободы в воспитании: «Они же де-е-ети!». Да, бывают какие-то особенности в характере, в психике ребенка, когда он не может быть спокойным. Но беда, если это то, что называется просто невоспитанность, вседозволенность, которая зачастую является результатом равнодушия родителей. Если ребенок орет, то ведь проще, чтобы он замолчал, всунуть ему гаджет. Пусть он смотрит мультики, фильмы, видеоролики, играет в игры, главное, чтобы не кричал. Тут можно и самому в сети посидеть, других посмотреть, себя показать, лайков наставить. И все вроде бы довольны. На самом деле мне становится жутко, когда вижу детей в колясках, которым еще и два вершка-то нету от горшка, а они уже так лихо орудуют смартфоном или планшетом… И попробуйте возьмите у него этот гаджет! Столько будет истерики, крика, что родители, попытавшиеся это сделать, сразу же возвращают его обратно, лишь бы замолчал. Формируется зависимость. И очень страшная зависимость, похлеще алкоголя и наркотиков, которая расшатывает психику, спутывает действительность с виртуальной реальностью, со временем провоцирует побег от настоящей жизни и отказ брать на себя ответственность. Вечные дети, играющие в «танчики»…
 
В связи с этим выскажу свои личные наблюдения, которые привели меня к определенным умозаключениям. Подчеркну, что это мое субъективное мнение. Возможно, оно ошибочное. И, возможно, для профессионалов, которые занимаются подобными психологическими вопросами, оно покажется смешным и неосновательным. В таком случае меня можно поправить, буду благодарен. Но все же мои соображения родились не на пустом месте. Это мой опыт. Современные дети какие-то очень возбужденные, нервные, они легко и быстро впадают в истерику, не могут долго находиться на одном месте (речь не только о том, что они не могут какое-то время спокойно стоять, они и сидеть не могут на одном месте). Вспоминаю свои детские походы в храм. Мало того, что мы приходили к началу службы, так мы еще своими ногами шли от дома к храму. Общественного транспорта не было, своих автомобилей у односельчан практически тоже не было. Поэтому рассчитывать приходилось только на свои ноги. И шли. И туда, и обратно. И это был действительно поход! Потому что в одну сторону было около пяти километров. И в храме стояли всю службу, изредка родители разрешали присесть на подставку возле больших киотов с иконами, или, если не было места, то можно было присесть на мамины ноги (на кисти ног). Низковато, правда, но зато сидишь. Конечно, уставали. Конечно, было трудно. Но в моей памяти не сохранилось такого, чтобы нельзя было устоять на одном месте, чтобы вырываться из храма и накручивать круги вокруг него с криками и воплями. И я имею ввиду не только себя. Так относились все дети, которые приходили в храм. Сейчас это очень сложно бывает представить. И я все думал, почему такие дети? И как-то мне пришло в голову, что это результат бесконтрольного и неограниченного погружения в телевизор и прочие электронные гаджеты, это результат «зависания» в компьютерных играх. Родители очень редко фильтруют то, что смотрят или во что играют их дети. Главное, они заняты, молчат, не достают их: «Ну, почитай, ну, почитай!», вот и хорошо. Да не совсем. Вместо живого человека воспитателем ребенка становится телевизор или другой электронный гаджет. И ребенок стремится к тому, чтобы подражать поведению тех героев, которые ему представляют последние. В современных мультфильмах (я уже не говорю про компьютерные игры) происходит очень (даже очень) быстрая смена кадров: все мелькает перед глазами, персонажи буквально молниеносно перемещаются с места на место, лупят друг друга чем попало (и, о чудо! у них даже шишки нет!). Скажете - да ведь это смешно! Да, взрослым и детям очень смешно. Но только взрослые с уже устоявшейся психикой правильно понимают это преувеличение. А дети пытаются повторить движения мультяшных или компьютерных героев, так же молниеносно передвигаться, прыгать, но в итоге получается какое-то неуклюжее дергание. Хотели бы они, как Человек-паук ползать по стенам, но не получается, хотели бы, как Супермен преодолевать большие расстояния, но они даже в школе на уроке физкультуры прыжки в длину еле-еле дотягивают до нормы, хотели бы носиться, как Том и Джери, что получается куда лучше, но все равно является лишь жалким подобием. А на психике все это отражается. Вот они и не могут ни стоять, ни сидеть, ни молчать. Им нужно куда-то все время бежать… А если родители вдруг решат контролировать погружение детей в гаджеты, ограничить их или, что совсем страшно, полностью оградить от них, то тут начинается страшная истерика, бойкот, настоящая ломка, возникающая при зависимости. Еще раз повторюсь, что это исключительно мое субъективное наблюдение, которым я просто делюсь, как информацией к размышлению.

Однажды мне по делу пришлось посетить одно государственное учреждение. Было утро, где-то между 8 и 9 часами. Перегородка, отделяющая кабинеты от общего коридора была настолько тонкая, что без особого напряжения можно было слышать, о чем говорят внутри. Стоя у одного из кабинетов, ожидая своей очереди для оформления документов, я услышал из кабинета голос девочки, ребенка, которая обращалась, видимо, к своей маме: "Дай мне телефон". На это ей мать ответила: "Не дам. Мы уже сейчас  идем в школу". Этим диалог ограничился, наступило молчание. Минут через пять после этого подошла моя очередь и я зашел в кабинет. Да, рядом с молодой женщиной, которая взялась оформлять мои бумаги, сидела девочка лет 10-11. Взяв мои документы, мать сказала ей, не отрываясь от работы и не глядя на нее: "Одевайся, мы сейчас уходим". Я стоял рядом у стола и имел возможность наблюдать всю сцену. А сцена, я скажу, была шокирующая. Девочка сидела на кресле, понурив голову, и никак не реагировала на слова матери. Минуты через три та ей повторила: "Скорее одевайся, мы можем опоздать!". Следующая картина сильно потрясла меня. После этих слов девочка медленно подняла голову и повернула ее в сторону матери и пристально смотрела на нее в течение, наверное, минуты. Мать, ничего не замечая, быстро работала, стараясь поскорее закончить со мной. Но я видел, сколько в этом взгляде было ненависти. Испепеляющей ненависти! Когда говорят, что взглядом можно убить, так я в то утро видел такой взгляд. Я тут же ушел из кабинета, но взгляд тот не могу забыть и по сей день. А ведь все только из-за того, что мать не разрешила взять телефон (смартфон, очевидно) и погрузиться в мир социальных сетей, просмотра видеороликов на YouTube  и прочего, прочего, чему нет числа. Этот мир, а точнее, этот гаджет, который вводит в этот мир, становится роднее и дороже отца и матери, становится лучшим товарищем, с которым проводят 24/7. Он воспитывает, он формирует систему ценностей. Зачастую эту систему ребенок принимает с большей готовностью, чем ту, которую ему пытаются привить в семье. И если кто попробует отнять у ребенка этого друга или ограничить их общение, то тот становится врагом, независимо от того, кто это: отец или мать, учитель или просто небезразличный человек.


В то утро я вспомнил рассказ американского фантаста Рэя Брэдбери под названием "Вельд", который прочитал незадолго до этого случая. Еще при первом прочтении он меня поразил своей какой-то трагичностью и откровенностью. И хотя был написан в середине XX века, но было впечатление как будто автор приоткрыл завесу времени и увидел XXI век. Иногда мне кажется, что некоторые фантасты - это такие современные пророки, через которых Бог предупреждает людей и взывает к их совести и благоразумию. Этот рассказ я прочитал по рекомендации своего друга, с которым у нас случился разговор на тему детской доброты и незлобия, и он, как иллюстрацию того, что в детском возрасте не все так просто и безоблачно, дал ссылку на этот рассказ Брэдбери. Я прочитал не только "Вельд" , но и другие рассказы писателя, в которых тоже есть отсыл к теме детской психологии и все равно остался при своем мнении, которое можно выразить евангельскими словами "если не будете, как дети, то не войдете в Царство Небесное". Но это уже другая тема и  при возможности я обязательно коснусь и ее. Но тогда я был благодарен Николаю за рекомендацию, потому что этот рассказ прекрасно иллюстрировал процесс "гаджетизации" и его воздействие на детские души. У меня и до этого не было никаких сомнений, что при встрече ребенка с гаджетом происходит его глобальное переформатирование. Нет, не гаджета! Ребенка! У меня есть определенные наблюдения в этой области и могу сказать, исходя из них, что ребенок без гаджета и тот же ребенок с гаджетом - это два разных человека, кардинально отличных один от другого. Бывают, конечно, исключения, но они лишь подтверждают это правило. В результате погружения в мир, который открывается через экран гаджета, меняется облик ребенка, искажается его психика, меняются ценности. Он становится очень возбужденным, нервным, агрессивным. Зачастую все тактильные отношения им отвергаются: чтение книг, рукоделие, общение, интерактивные игры и т.п.

Если кому-то важно мое мнение (ну или хотя бы интересно), то я сторонник того, чтобы ребенок как можно позже получил в пользование смартфон. Чем позже, тем лучше. Однозначно, после окончания начальной школы. Он должен хоть немного утвердиться в своих взглядах на жизнь, иметь представление о системе ценностей, уметь более-менее сознательно различать добро и зло и отделять одно от другого. Другими словами, саженец должен укорениться и стать деревцем, способным выдержать без внешней защиты влияние бури, града, снега и прочих атмосферных воздействий. При этом отсутствие смартфона не должно быть просто тупым запретом, но ребенок должен быть в курсе, почему у него нет этого гаджета, когда у других он есть, чтобы не формировался комплекс какой-то неполноценности и он мог спокойно и разумно реагировать на остроты своих друзей и одноклассников. У него в любом возрасте может быть простой телефон для того, чтобы позвонить и ответить на звонок, написать и прочитать сообщения и быть на связи с родителями. А все, что больше этого, то от лукавого... Я прекрасно понимаю, что такое мнение совсем не популярно. И не только среди детей и молодежи, но и взрослых. Но все аргументы, вроде тех, что "сейчас время другое!" или " не надо быть ретроградом и мракобесом!" или "не надо пытаться останавливать технический прогресс!" на самом деле смешны и лишь отражают извечное стремление человека к легкой и безответственной жизни. Одним словом, и аргументы все эти от лукавого. Однажды я сказал маленькой девочке, лет трех от роду, которая усиленно теребила свою маму, собравшуюся исповедоваться, вынуждая ее дать ей смартфон: "Дорогая N! Давай в храме на это время не будешь играть, а вот тебе книжки посмотри или вот возьми карандаши и порисуй". Я эту девочку крестил, она часто приходит в храм с родителями и причащается. И она меня знает и всегда очаровательно улыбается, когда меня видит. Но здесь она насупилась, посмотрела на меня исподлобья, топнула ногой, скрестила на груди руки, отвернулась и пошла села на порог у входа. Конечно, в таком возрасте ребенок еще не способен долго обижаться и через совсем небольшое время она уже оттаяла и вся ее мрачность сошла с лица и девочка стала по-прежнему живым и интересным человеком. Но чем дальше, тем труднее ребенку без ущерба для своей души выходить из такого состояния.

И в завершение. Если взрослый человек не способен сам не злоупотреблять смартфоном и пропадает в нем напропалую во всех приложениях и играх, то, боюсь, он меня не поймет...