Храм вмч. Георгия Победоносца
в Мытищах
на территории воинской части

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Сергиево-Посадская епархия
Мытищинское благочиние

Беседы о Таинстве Причащения. Предисловие.

Автор публикации:
Протоиерей Александр Краля
Беседы о Таинстве Причащения. Предисловие.

ПРЕДИСЛОВИЕ

"Тут из толпы раздался глубокий голос – он принадлежал косматому клыкастому Вепрю.

- Нет, почему мы не можем видеть Аслана и говорить с ним? – произнес он. – Когда в старые времена он появлялся в Нарнии, все могли говорить с ним лицом к лицу.

- Не верьте, - сказал Обезьян. – Даже если это и было, времена меняются. Аслан говорит, что был слишком мягок с вами. Он вам покажет, как думать, будто он ручной лев!"

<…>

– О небо, да вы помешались! – вскричал Тириан. – Кто из нас сказал, что это Аслан? Это обезьянья подделка! Как вы не понимаете?

– А вы сделаете получше, да? – ехидно спросил Гриффл. – Нет уж, спасибо. Один раз мы дали себя одурачить, больше не хотим.

– Нет же, – сердито сказал Тириан, – я служу настоящему Аслану.

– Где он? Кто он? Покажи нам его! – в один голос закричали гномы.

– Что я, по-вашему, ношу его в кармане, глупцы? Кто я такой, чтоб приказать Аслану? Он же не ручной лев.

Как только эти слова слетели с его губ, он понял, что сделал неверный ход. Гномы тут же начали нараспев повторять: «Не ручной лев, не ручной лев», – передразнивая его.

Клайв С. Льюис. Хроники Нарнии. Последняя битва. М.,2006. С. 749-750; с. 778.

 

Эти беседы были сказаны еще на первой седмице Великого поста 2015 года, и еще тогда возникло намерение записать, расшифровать и сделать их доступными для тех, кто не был в храме в те вечера, или для тех, кто еще придет в храм и станет его прихожанином. Это намерение было исполнено, но только сейчас я решился сказанные беседы представить всем. И причина не только в том, что нужно было их отредактировать, переработать (кстати, в текст внесены добавления, которые не были сказаны устно), но и потому что мне хотелось еще раз проверить себя: правильно ли я все сказал? Устное слово, если оно неверное или неправильное, хотя и воздействует на слушателя, но с течением времени угасает. А слово письменное, как говорится, «не вырубишь и топором». Но прошло более четырех лет и если бы мне пришлось снова говорить на эту тему, то сказал бы я точно то же самое (впрочем, мне и приходится постоянно говорить на эту тему, потому что она составляет центр церковной и христианской жизни каждого). Мое отношение к Евхаристии, сформулированное для всех тем постом, нисколько не изменилось. Более того, я еще больше утвердился в нем. Но, тем не менее, я все же хочу сказать несколько предваряющих слов.

Я прекрасно понимаю, что у человека, не являющегося прихожанином Георгиевского храма и прочитавшего эти беседы, могут возникнуть сомнения и вопросы, возможно, осуждение и несогласие, потому что взгляды, высказанные в них, зачастую расходятся со сложившейся традицией отношения к Причащению и подготовки к нему. Многим кажется, что эта традиция поддерживает благочестивое отношение к Таинству и ее разрушение приведет к профанации.

Как-то мне пришлось услышать поразившее меня высказывание одного священника, запрещавшего причащаться чаще 3-4 раз в год: «Причащаться – это вам не щи хлебать!». Для меня это прозвучало так: «Куда ты со своим свиным рылом лезешь к Чаше! Ну, раз-два, ладно, можно, но не каждое же воскресенье!».  Многим кажется, что, причащаясь каждый воскресный день, можно растерять все благоговение к Таинству, оно превратится в обыденность, человек привыкнет и не будет ощущать никаких духовных переживаний. И такие люди восстают против частого причащения, требуя, чтобы к нему готовились даже больше и дольше, чем предписывает традиция. Они наивно полагают, что количество канонов, акафистов, поклонов и дней поста могут сделать человека достойным ежегодного причащения. Эту ситуацию можно сравнить с бегом с препятствиями: на пути к причащению мирянину необходимо преодолеть разного рода препятствия. Если он ни одного не собьет, то достоин, а если, перепрыгнул неудачно и сбил, ну, тогда извини, в другой раз и тебе повезет.

А между тем, мы забываем один очень важный момент. Причащение – это Дар! Это Дар Божий человеку. Это Свет Царства Божия в мире, погруженном во тьму греха. И он дается не по каким-то заслугам или достоинствам, тем или иным людям. Его невозможно заслужить. Он дается Богом по Его великой любви всякому, кто этого Дара возжаждет. Священник не может выступать у Чаши в роли жандарма или следователя, тем более перехватывать этот Дар на пути к человеку и требовать от него исполнения дополнительных условий. Тогда, когда еще не было электронных писем, а люди писали обычные, ручкой на бумаге, эти письма были очень желанны, особенно в армии. И нередко была такая ситуация, когда перед тем, как отдать солдату письмо требовали от него станцевать или спеть. Он не обязан был этого делать, но делал с поспешностью, чтобы как можно скорее получить это желанное письмо от родителей, от сестры, брата или невесты. Вот нередко и священник выступает в такой роли, требуя от прихожан перед причащением «сплясать и спеть».

Мне рассказывали такие случаи, когда человеку не разрешали причащаться, потому что он не «дочитал»  («не взял» нужной высоты) молитвы из Последования к причащению. Другую женщину выговорили за то, что она пришла в храм для причащения покушав. На ее слова: «Что же мне – не причащаться?», потому что она больна диабетом и поэтому не может не есть утром после принятия лекарств, иначе потеряет сознание, ей ответили «Значит – не причащаться».

СТРАШНО…

Мы знаем, до какого абсурда фарисеи древнего Израиля довели исполнение заповедей Божиих, в частности, о субботе, о милостыни, о почитании родителей. Мы их осуждаем. А, может, стоит посмотреть в зеркало?..

Причащение - это безусловный Дар. И единственное препятствие на пути к Чаше лежит в греховном состоянии человека, в котором он пребывает, попирая обеты крещения и заповеди Бога. Все остальное лежит в области его добровольной жертвы, зависящей от времени, которым он располагает, от занятости на работе и в семье, от состояния его здоровья. «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50,19)…

Кому-то, может, покажется, после прочтения этих бесед, что я призываю отменить все традиционные правила, сопровождающие причащение. Я никого не буду разубеждать, хотя специально такой цели перед собой не ставил. Мне хотелось лишь расставить приоритеты.

Эти беседы были произнесены перед конкретными людьми, которых я знаю, которые знают меня. Они не претендуют на универсальность. И я всегда говорил, что в чужой монастырь со своим уставом ходить не надо. Если случилось так, что причащаться приходится в другом храме, то необходимо принять и исполнить те традиции, которые в нем приняты при причащении, а не доказывать свою точку зрения.

Но точно так же я просил бы отнестись и ко мне.

 

сентябрь 2019 г.                                                                        протоиерей Александр Краля