Храм вмч. Георгия Победоносца
в Мытищах
на территории воинской части

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Сергиево-Посадская епархия
Мытищинское благочиние

Страницы истории Покровского храма деревни Заболотье Сергиево-Посадского района

Страницы истории Покровского храма деревни Заболотье Сергиево-Посадского района
Протоиерей Георгий Троицкий

Среди множества приходов России  дореволюционного времени немалую часть составляли те, которые исторически сложились в вотчинах помещиков, часто строящих церкви на свои средства. Многие благочестивые вотчинники заботились о духовной жизни своих же дворовых и  крепостных крестьян. Священноначалие же это вполне устраивало, так как часто материальное довольствие священно — церковно — служителей в таких храмах обеспечивалось помещиком, построившим эту церковь. Это, так называемые, ружные церкви, материальная сторона жизни которых осуществлялась за счет руги, выплачиваемой помещиком на содержание клира в виде денежного или (и) натурального довольствия. Некоторые известные богатые помещики имели свои вотчины во многих губерниях России. Как правило, жили они в одной принадлежащей им вотчине, где находился их двор, а другие из земли управлялись дворовыми людьми, специальными управляющими, старостами или бурмистрами, как их называли в России в конце восемнадцатого – начале девятнадцатого веков. И это наше исследование документально подтверждает сказанное, в чем внимательный и любознательный читатель убедится, прочитав нашу статью до конца. Наблюдая историческую  судьбу таких церквей иногда можно заметить, что после отмены крепостного права, а особенно после двух революций в России 1905 и 1917 года, вклад помещиков в церковном строительстве, постепенно стали забывать, о чем подтверждают даже наши исследования.  А после революции, чтобы совсем вычеркнуть их имена из памяти народной, убрали и в названиях селений ту часть наименования, которая часто обозначала фамилии помещиков. Например, вместо Троицкое — Шереметьево или Никульское-Карамышево — стали именовать Троицкое и Никульское. Но  и это идеологам атеизма показалось недостаточным для искоренения религиозного чувства народа, тогда они стали топить церкви в рукотворных водоемах. Так исчез приход Никульское–Карамышева в водах канала им. Москвы.

Новая советская власть стала использовать здания храмов  в виде хранилища различных, а порой, вредных веществ, как это имело место в Богоявленском храме села Никольское, останки которого до сих пор видны за Волковским кладбищем современного города Мытищи. Но самое простое выражение богоборческого духа  в первой половине XX  века проявилось в  разрушении, построенных с любовью и молитвою, великолепных храмов по всей нашей России. По милости Божьей, мы ныне являемся участниками восстановления не только разрушенных и поруганных зданий храмов, жертвуя деньги на реставрацию и строительство их, но и на воспроизведение той церковной истории приходов, которая является неотъемлемой частью уникальной русской цивилизации.

Изучая историю таких древних приходов, как сложившегося  в селе Заболотье Покровского прихода, в той или иной степени, приходится изучать и историю самих вотчин помещика, так как строительство храмов на землях помещика было подчинено часто хозяйственно-экономическими соображениями или другими особенностями вотчины, на землях которых жили и родились будущие прихожане. Хотя такое изучение имеет свою специфику и выходит за рамки нашего основного исследования, внося свои трудности, но оно часто помогает не ошибиться в главном. Вот и в изучении истории церквей и приходов, возникших в вотчине Салтыковых в Переславском уезде Владимирской губернии, нам пришлось преодолеть некоторые трудности, непонимания, связанные с тем, что, как оказалось, в рассматриваемой вотчине Салтыковых было два прихода. Речь идет не о дву — приходных церквах, как часто называли церкви, в которых было 2 клира, и к каким всегда относилась Покровская церковь села Заболотья, а о территориально разделенных церквах. Два прихода, удаленных друг от друга сравнительно на небольшое расстояние, и церковно принадлежащих одному благочинию. И это стало возможно понять автору этой статьи только после внимательного изучения найденного им архивного дела [1], которое по описи в архиве имело наименование, уводящее от истины: « О построении нового каменного храма в селе Заболотье».  Новый каменный  Сергиевский храм, строился не в с. Заболотье, а — в селе Мергусове. После этого пришлось более полно изучить и пересмотреть информацию, изложенную в историко-статистических данных по приходам Переславского и Александровского уезда, составленную преподавателем Владимирской семинарии В.Г. Добронравовым, и вышедшую в свет в 1895 году [2]. Только тогда  стало понятно, что используемый нами в изучении церковных приходов Переславского уезда указанный добротный историко-статистический  труд, хотя и перечисляет селения вотчин, входящих в тот или иной приход, но называет не все из них, а лишь те, которые вошли именно в описываемый приход. То есть, многие селения, принадлежащие данному вотчиннику и вошедшие в другой приход, автором не рассматриваются. «Привязка» материала идет по церковным приходам.  В результате повторного изучения материала, изложенного в [2], удалось узнать, что в рассматриваемом регионе  Переславского уезда Салтыковы имели в вотчине своей села Заболотья, где жили сами, два прихода: один Покровский в указанном селе, другой Сергиевский – в селе Мергусове, отстоящий от двора помещиков на расстоянии 10 верст. Кроме того, оказалось, что, в разные годы, были в собственности Салтыковых и другие села и селения, которые позже перешли к другим лицам. Так интересна судьба села Нагорья с храмом в честь Преображения Господня. В начале  XVII века оно принадлежало окольничему М.М Замыцкому. После этого село перешло к Салтыковым, а затем к графу Апраксину. У последнего хозяина это имение в 1770 году было куплено Императрицей Екатериной II и пожаловано вскоре адмиралу Григорию Андреевичу Спиридонову за его победу  над турецким флотом при Чесме. Род Спиридоновых оставался владельцем этого имения до отмены крепостного права. Адмирал Спиридонов существенно перестроил и расширил каменный храм Преображения Господня, где стало 6 приделов. Сам адмирал был похоронен внутри этого храма. Некоторое время Салтыковы были причастны к деревни Хмельников, возле которой находился известный Воскресенский погост Переславского уезда…  Воскресенский храм здесь вначале построил местный помещик Михаил Тимофеевич Лихачев в 1689 году. Позже, в 1746 году, местный помещик, некто Михаил Петрович Салтыков, выстроил новую деревянную церковь в честь того же праздника. А в 1806 году церковь была перестроена, стала  каменной, помещиком Спиридоновым.

 В данной статье мы ставим задачу разобраться только в истории храмов, других церковных построек, возникших и бывших в вотчине известного рода в России помещиков Салтыковых, уделив особое внимание Покровскому храму села Заболотья, ныне восстанавливаемому силами Мытищинского благочиния, и принадлежащему к Сергиево-Посадскому району Московской области. Сразу оговоримся, что здесь мы совсем не ставим себе целью восстановить родословные связи того графа  Симеона Андреевича  Салтыкова (бывшего губернатора Москвы)  и его потомков, по воле судьбы, получивших возможность иметь вотчину в селе Заболотье Переславского уездеа Владимирской губернии, с другими многочисленными Салтыковыми, имеющими вотчины в пределах всей России. Как мы уже сказали  здесь — Салтыковы становились владельцами и других земель (сел и деревень) в Переславском уезде Владимирской губернии на некоторое время ( села Нагорное, Воскресенское), а также знаем, что  в регионе нашего проживания было немало владельцев вотчинами, помещиков с фамилией Салтыковы. Так например, из документа 1778 года  Московского архива [ 3] видно, что село Марфино Московского уезда входило в вотчину графа Ивана Петровича Салтыкова, тщанием которого в 1791 году под колокольней был устроен  придел в честь верховных Апостолов Петра и Павла, что записано в клировых ведомостях на церковь [4].  Другой документ этого же архива  [5], позволяет удостовериться, что в 1812 году село Витенево принадлежало действительной  тайной советнице Марии Яковлевне Салтыковой. Но  сказать определенно — все ли названные Салтыковы относились к  родословному древу графа С.А. Салтыкова из с. Заболотья, – мы не можем.

Из обнаруженных нами исторических источников, дающих нам возможность «читать» историю церквей в вотчине графа Салтыкова села Заболотья  Переславского уезда Владимирской губернии, обратимся, прежде всего, к труду преподавателя Владимирской духовной семинарии Добронравова Василия Гаврииловича  [2], о котором мы говорили выше.

«Село Заболотье с деревнями и пустошами пожаловано было в 1628 году Царем Михаилом Федоровичем в вотчину Богдану Миничу Дубровскому за польскую его службу. По писцовым книгам того времени в селе Заболотье были: «церковь Пророка Илии древяна верх шатровый с приделом Покрова Богородицы и теплая церковь Архистратига  Михаила древяна клецки». Там же сказано, что церкви обе «строения мирское», что надо понимать как церкви, построенные на иждивении прихожан.  В селе тогда был двор вотчинников. Два священника Иван и Андрей. На 1653 год в приходе числилось 160 дворов, через 50 лет приход увеличился и в 1703 году насчитывал 190 дворов.  В.Г. Добронравов в своей работе не называет точной даты перехода вотчины к новым владельцам Салтыковым, но, по логике представленного текста, можно понять, что это произошло в начале восемнадцатого века, так как в 1734 году церковь сгорела, и новый вотчинник села Заболотья, граф Семен Андреевич Салтыков, вместо неё построил новую деревянную церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы с приделами Илии Пророка и Архистратига Михаила. Автор указанной работы перечисляет все селения, вошедшие тогда в вотчину, доставшуюся Салтыковым, с числом дворов в каждом (стр.242), замечая, что все эти деревни, кроме деревни Остров, входят и в настоящее время в состав Заболотского прихода. В заключении дается перечень селений, которые, видимо, входили в приход села Заболотье во время написания работы (стр.244). Василий Гаврилович, ссылаясь на клировые ведомости названной церкви, заключает, что в приходе числятся 1262 душ мужского пола и 1445 –женского. Правда, не приводится автором год названных клировых ведомостей и следует считать, видимо, что эти данные относятся к 1895 году. Полученные нами аналогичные данные за 1878 год позволяют документально утверждать, что в приходе села Заболотья числилось тогда 1165 душ мужского пола и 1419 -женского [6]. Это большой приход, который по статистике приходов, представленной в упомянутой работе [2], входит в семь приходов из 109 указанных там, имеющих население более 700 человек.

Цитируемый нами источник [2] ценен тем, что в нем подробно рассказывается о внутреннем убранстве Покровского храма, включая иконы, богослужебные книги. В целом можно сказать, что церковь была весьма богата. «Утварью, ризницей, Св.иконами и богослужебными книгами церковь довольно богата. Из Св. икон обращает на себя внимание запрестольная икона Знамения Пресвятой Богородицы в серебренной вызолоченной ризе с многочисленными частицами св.мощей на обеих сторонах иконы; на иконе надпись: «изображение и мера того Чудотворного образа Знамения Пресвятой богородицы, яже явился в великом Нове — граде». Кем и когда приложен этот образ, неизвестно. Из напрестольных Евангелий обращают на себя внимание6 1. Евангелие с подписью по листам: «по обещанию дала в церковь Св. Прор. Илии, предел Пресвятой Богородицы честнаго ея Покрова, что в Переславском уезде Залесского казначея Богданова 162 (1652)г. октября 25 дня».2. Евангелие в лист с серебряными изображениями Спасителя и 4 Евангелистов; вокруг Лика Спасителя 52 алмаза; внизу дски в звездочке, обнизанной 12 жемчугами, 8 небольших бриллиантов; на нижней дске надпись: « в лета 7214 (1706г.) принесеся сие свят. Евангелие в церковь Пресв. Богородицы честнаго Ея Покрова да св. пророка Илии, что в уезде Переславля Залесского в вотчине Федора Петровича Дубровского в селе Заболотье в вечное поминовение»…3. Евангелие в четвертую долю листа с подобной же надписью от  1744 года. Подобная же надпись сохранилась от 1713 года и на Апостоле».  

Хотя добротный труд этот настраивает читателя на полное доверие, но все же исследователь всегда должен проверять, размышлять и находить места, уводящие от истины. Вот и мы  в перечне деревень, вошедших исторически в приход и указанный в работе [2] (см. стр. 244), не обнаружили трех селений, вошедших изначально в список селений вотчины, и указанный в том же источнике на стр. 242: Чиркино, Подберезье и Остров. Последнее селение (Остров), правда, указано автором как выбывшее. Найдя и изучив некоторые другие исторические документы Владимирского архива [6] [7], мы обнаружили, что в приходе с. Заболотья в 1878  и в 1914 году также не числятся три селения: Чиркино, Подберезье и Остров, которые были указаны в числе деревень, входящих изначально в вотчину помещика. Возможно, что и деревни Чиркино и Подберезье выбыли не только из прихода с. Заболотье, а возможно, и из вотчины названного помещика. В то же время мы обнаруживаем в этих же документах деревни Меркурьево и Веригино, которые «устойчиво»  вошли в приход села Заболотья [2] стр244, [ 6 ], [7], но не числятся в числе деревень, вошедших в рассматриваемую вотчину, и указанных названным автором работы. Следовательно, можно предположить, что названные деревни, не являясь принадлежностью Салтыковых, вошли в Покровский приход с. Заболотья по указанию Владимирской Духовной Консистории. Выскажем и еще одну гипотезу в отношении принадлежности этих деревень. Вполне вероятно, что указанные деревни принадлежали вначале  Троице — Сергиеву монастырю,  а затем перешли в казенное ведомство.

На рис.1 и рис.2 приводятся копии последних листов клировых ведомостей на Покровскую церковь [6] и [8], из которых можно видеть состав и название деревень, входивших в приход, а также их удаленность в верстах от Покровского храма за 1878 и 1914 год соответственно.

Рис.1

 

Рис.2


Обнаруженное нами в Архиве  дело [1], открыло нам, как мы уже сказали, неожиданную историческую новость. В этой же вотчине названных помещиков Салтыковых села Заболотья, оказывается, была древняя деревянная церковь во имя Сергия Радонежского Чудотворца! Заметим, что не в селе Заболотье, где жили помещики, и что следовало из названия указанного архивного дела а, как обнаружилось после изучения его, в  другом селе Мергусове, которое входило в вотчину помещиков, о чем В.Г.Добронравов, перечисляя селения указанной вотчины села Заболотья, не говорит.  Но изучая его же труд [2],  мы  находим в описании Сергиевского прихода села  Мергусова, что деревянный храм в селе в честь преподобного Сергия был построен в 1745 году Владимиром Симеоновичем Салтыковым, тогда же деревня вотчины Салтыковых Мергусово стало селом. Учитывая плохую разборчивость текста названного дела [1], воспроизведем здесь фрагменты некоторых документов скопированного и прочитанного нами дела.  Первый документ – этовсемилостивое прошение бурмистра Ивана Васильева с приходскими людьми  Переславской округи Владимирской губернии вотчины вдовствующей графини Анны Сергеевны Салтыковой села Заболотья к Преосвященному Ксенофонту, Епископу Владимирскому и Суздальскому. В этом прошении испрашивается разрешение   вместо ветхой деревянной церкви во имя Сергия Радонежского, существующей в селе Мергусове, «построить своим коштом вновь каменную — в то же имя». При этом планируется церковь построить с колокольней и позволить также до возведения новой церкви поправить на старой — деревянной церкви крышу, «дабы во время священнодействий не могло последовать какой-либо течи». Интересно, что подписал это прошение по просьбе бурмистра  Ивана Васильева некто земский Максим Александров, по безграмотности первого.

Другой документ названного архивного дела свидетельствует,  что церковь будет построена с колокольнею и двумя приделами: 1. в честь Святителя  Чудотворца Николая, 2- в честь святой Анны. Для сбора средств на построение церкви Духовное правление выдает книгу для сбора пожертвований на храм. Указанная книга доверяется специальному сборщику, крестьянину благочестивой жизни села Мергусова Ивану Михайлову. Об избрании его в деле имеется документ, подтвержденный персональным указанием имен  мужского пола, проголосовавших за данную кандидатуру  и просивших упомянутого земского Максима Александрова засвидетельствовать этот факт своей подписью за всех крестьян, выразивших свое волеизъявление (лист 7, 7об).  

Из представленных материалов не ясно, в честь какой святой Анны, предполагается построить придел в Сергиевской церкви села Мергусова.  Чтобы разрешить для себя этот вопрос, мы просмотрели клировую ведомость Сергиевской церкви села Мергусова  [8].  В ней, в частности, написано. «Церковь построена тщанием прихожан с помощью кошельковой суммы. Престолов три в настоящей во имя преподобного Сергия Радонежского, в теплом – придел во имя Святителя Николая, а в холодном – придел во имя мученицы Анны». Итак, очевидно, что придел освящен в честь мученицы Анны, небесной покровительницы графини Анны Сергеевны. Но и этой информации нам недостаточно для полного знания, так как  мы не можем сказать в честь какой из двух мучениц, записанной в Святцах с именем Анна (Адрианопольская 29 окт, Готфская 26 марта), была крещена графиня.

Изученные нами документы архива дают некоторое представление о других церковных постройках, связанных с Покровским приходом села Заболотья. Так в 1863 году к Покровской церкви приписаны три часовни [ 7 ]. Одна из них каменная в честь пророка Илии, расположенная в непосредственной близости от села, две другие деревянные в деревнях Полубоярской в честь Параскевы Пятницы и в дер. Федорцове – в честь Георгия Победоносца. Также указано, что к числу зданий, принадлежащих приходу, имеется каменная лавка, доход с которой в означенную церковь составляет 25 рубл серебром в год. Имеется также каменная сторожка.

Более поздний документ 1914 года [  8  ] указывает также три часовни, принадлежащие Покровскому приходу, не уточняя в нем, правда,  из какого материала они сделаны. В деревне Федорцеве в честь Георгия Победоносца, в Полубоярской в честь святой мученицы Параскевы, в Веригино в честь Святой Троицы. Видимо, две деревянные часовни остались, а древняя каменная часовня в селе Заболотье была утрачена, а более позднего строения,  кирпичная часовня в деревне Веригино в честь Святой Троицы, была воздвигнута. В этой же клировой ведомости сказано, что среди других зданий, принадлежащих церкви имеются: сторожка каменная для проживания сторожей, пять каменных и семь деревянных лавок. Из 5 каменных лавок, одна только сдается в год за 8 рубл, а деревянные лавки сдаются торговцам в базарные дни за 17 рубл в год. В историко-статистичеком  описании приходов Переславльского уезда [2] говорится о том, что деревянная Покровская церковь в селе Заболотья, возведенная после пожара в 1734 году, простояла до начала XIX века. Это вполне соответствует логическому ходу исторических событий в селе Заболотье. Построена каменная церковь Покровская в 1756 году, следовательно деревянная Покровская церковь простояла к этому времени 22 года и была вполне пригодна для богослужений, и, видимо, использовалась так, учитывая и то, что в приходе всегда было два священника.  В то же время, бывшая Покровская деревянная церковь старела и к началу XIX века уже давала заметные признаки ветшания (ей было не менее 66 лет). Тогда видимо и приняли решение пристроить к каменной Покровской церкви два придела Архистратига Михаила и пророка Илии, которые оставались пока в деревянной стареющей церкви. Было получено разрешение от Владимирской духовной консистории, и, скорее всего, деревянную церковь, по благословению, использовали для обжига кирпича, необходимого для пристройки двух приделов  к Покровской каменной церкви. Это типичная практика, бытующая в храмостроении  Русской церкви, когда повсеместно приходилось, вместо деревянных церквей, возводить новые храмы из кирпича. Думается, что такой же «технологический» путь возведения новой Сергиевской церкви избрали прихожане и ктитор церкви в селе Мергусова.

Читаем в документе архива за 1863 год [7] в ведомости на Покровскую церковь:
«1. Построена в 1756 году тщанием Графа Владимира Семеновича Салтыкова.
2.
Зданием каменная, с таковой же колокольней, крепка.
3.
Престолов в ней три: в настоящей холодной во имя Покрова Пресвятые Богородицы; в пределах теплых: в первом во имя Архистратига Михаила, во втором во имя Пророка Илии. Оные приделы построены 1804 –го года тщанием Графини Анны Сергеевны Салтыковой с пособия церковной суммы».

В аналогичном документе, клировой ведомости Покровской церкви с. Заболотья за 1914 год [8] сказано еще, что церковь обнесена кругом каменной оградой  и имеет с трех сторон металлические, а с южной — деревянные бюллюстрады.

В клировой ведомости Сергиевской церкви села Мергусова (лист 199 ) того же архивного дела сказано: «1.Церковь построена тщанием прихожан  в 1818 году с помощью кошельковой суммы. 3.Престолов три: в настоящей во имя преподобного Сергия Радонежского, в теплом во имя Святителя Николая, а в приделе холодном — в честь мученицы Анны».

Заметим, что новая Сергиевская кирпичная церковь с двумя приделами строилась в с. Мергусове не менее 4-х лет, так как «сборная книга» назначенным сборщиком,  в соответствии с документом [2], была получена в 1814 году.

В этих документах храмостроитель, Граф Владимир Семенович Салтыков, еще записан (Покровский храм), а Графиня Анна Сергеевна, тщанием который совместно с прихожанами в 1804 году были пристроены 2 придела в Покровской церкви, уже не упоминается. Не упоминается имя её и в клировой ведомости Сергиевской  церкви села Мергусово  – понятно, «на дворе» уже 1914 год.

Примечательны некоторые «исторические тонкости», записанные в некоторых просмотренных документах, которые требуют  изучения и заставляют задуматься. Так в клировых ведомостях Покровской церкви за 1863 год [7] записано, что ближайшей к сей церкви — является НИКОЛЬСКАЯ церковь в селе Мергусово. Представляется, что такая запись означает тот факт, что в указанное время Сергиевский основной храм был закрыт в связи с проведением ремонта и название церкви дали по названию одного из приделов, в котором совершалось богослужение.

А в клировой ведомости той же Покровской церкви за 1914 год [8] дан адрес прихода. Записано так: Константиновское Александровского уезда. Видимо,  произошли некоторые изменения административных  границ  рассматриваемого региона. Впрочем, сравнить этот адрес с записью адреса прихода в1863 году не представляется возможным, так как в клировых ведомостях церкви за 1863 год адрес церкви не указан.

Интересно заметить, что в 1863 году  в документе  [7]  на Покровскую церковь записано: Приходское кладбище находится при церкви, внутри церковной ограды. В 1914 году в клировых ведомостях на ту же церковь [8] указано о церковной земле по другому: Земли при церкви состоит ( вместе с погостом церковным) 2 десятины 540 4\9 кв. сажени. О последнем можно сказать следующее. На рубеже XIX-XX веков по всем приходом РПЦ обнаруживался дефицит мест на приходских кладбищах, размещаемых, как правило, возле самого храма.  Приходские кладбища пытались расширить различными путями или просили отвода новых мест для кладбищ. В архивах сохранилось много дел такого рода, относящиеся к  указанному периоду. Примером могут служить дела с просьбами  о переносе приходского кладбища при Богоявленской церкви села Никольского [9] и о расширении приходского кладбища при Владимирской церкви села Мытищи [10]. Поэтому представляется, что церковный погост Покровской церкви, указанный в клировой ведомости в 1914 году совместно с  общей церковной землей, означает то, что в то время захоронений на нем уже не происходило — он был заполнен, и, видимо, погребение совершалось на кладбище, вынесенным за пределы церковной ограды.

В селе Заболотье с 1872 года существовала земская школа. В ней училось в 1893 году 44 учеников. С 1891 года в селе открылась церковно-приходская школа, в которой училось 24 ученика. Кроме того, в деревнях Веригино и Макарово с 1889 году открыты были школы грамоты [2].

 протоиерей  Георгий Троицкий

август-ноябрь 2019 г
г. Мытищи

 

 

  1. ГАВО фонд 556 опись 108, дело 469,1812 г.
  2. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской Епархии. Вып. 2. 1895 г. Составитель В.Г. Добронравов.
  3. ЦИАМ фонд 203 опись 745 дело 656, 1778 года
  4. ЦИАМ фонд 1786 опись1 дело 860, 1913 года
  5. ЦИАМ фонд 203 опись 752 дело  3388,  1812 год
  6. ГАВО фонд 556 опись 111, дело 904, 1878 год
  7. ГАВО фонд556опись1, дело 2215, 1863год
  8. ГАВО фонд 556 опись 5, дело 626, 1914 год
  9. ЦИАМ фонд 203 опись 549 дело28 1907 год
  10. ЦИАМ фонд 203 опись549 дело 103 1907-1908гг
Страницы истории Покровского храма деревни Заболотье Сергиево-Посадского района 0Страницы истории Покровского храма деревни Заболотье Сергиево-Посадского района 1Страницы истории Покровского храма деревни Заболотье Сергиево-Посадского района 2Страницы истории Покровского храма деревни Заболотье Сергиево-Посадского района 3Страницы истории Покровского храма деревни Заболотье Сергиево-Посадского района 4Страницы истории Покровского храма деревни Заболотье Сергиево-Посадского района 5Страницы истории Покровского храма деревни Заболотье Сергиево-Посадского района 6Страницы истории Покровского храма деревни Заболотье Сергиево-Посадского района 7Страницы истории Покровского храма деревни Заболотье Сергиево-Посадского района 8Страницы истории Покровского храма деревни Заболотье Сергиево-Посадского района 9