Богослужение Страстной Седмицы
«Достигше вернии спасительную страсть Христа Бога,
неизреченное Его долготерпение прославим,
яко да благоутробием Своим совоздвигнет и нас
умерщвленных грехом, яко Благ и Человеколюбец».
Стихира в Великий Понедельник.
Вступив в Страстную Седмицу, мы вновь соприкасаемся, вновь сопереживаем последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Каждый день этой Седмицы именуется Великим, потому что для мира и человеческой души это великие дни преображения и возвращения к вечной жизни. В Великий Понедельник Церковь призывает: «Страстей Господних начатки настоящий день светло носит. Придите убо празднолюбцы, усрящим песньми: Создатель бо грядет крест прияти, испытания и раны, Пилатом судим. Темже и от раба ударен быв по главе, вся терпит, да спасет человека. Сего ради возопиим Ему: Человеколюбче Христе Боже, прегрешений даруй оставление, покланяющимся верою пречестным Страстем Твоим».
Службы Страстной Седмицы, отличающиеся особой умилительностью и трогательностью, расположены так, что в них живо и образно воспроизводятся последние дни земной жизни Спасителя, Его наставлений и поучений. Каждому дню Седмицы соответствует определенное событие, выражаемое в богослужебных песнопениях и евангельских чтениях на утрени и Литургии. Поэтому очень важно для христианина найти возможность и вырваться из суеты обыденной жизни, современный ритм которой мало располагает к евангельским размышлениям и сосредоточенности, и хотя бы одно из богослужений провести в храме.

В Великий Понедельник Церковь вспоминает иссушение Господом смоковницы, которая, хотя и имела богатую листву, но не имела никакого плода (Мф. 21, 18-22). Бесплодной смоковнице подобна и всякая душа, не приносящая духовных плодов: покаяния и деятельной веры. Поэтому в песнопениях этого дня звучит призыв принести достойные плоды покаяния. Кроме того, в Понедельник вспоминается еще ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный своими братьями в рабство за двадцать сребреников (Быт. 37, 25-28), и таким образом явившийся прообразом Христа еще задолго до Его пришествия.
В Великий Вторник звучат в храме последние притчи Господа, обличающие лицемерие книжников и фарисеев, а также Его беседы и ответы на вопросы о подати кесарю, воскресении мертвых и наибольшей заповеди в Моисеевом законе (Мф. 22-23).
В Великую Среду, с которой уже начинается восхождение Христа на Голгофу, вспоминается жена-грешница, помазавшая ноги Спасителя миром и тем самым как бы приготовивши Его к погребению. Кроме того, в этот день окончательно созревает намерение Иуды Искариота предать Христа фарисеям. Он вечером тайно приходит к ним и говорит: «Что вы дадите мне, и я вам предам Его?» (Мф. 26, 14-16). Старейшины предлагают ему за эту услугу тридцать сребреников, чем показывают то, насколько они ненавидели Христа, потому что цена за предательство — это цена, по которой покупали в Израиле рабов (Исх. 21, 32). Существует несколько версий относительно причины, подвигшей Иуду на предательство, но в предании Православной Церкви сложилось определенное мнение, получившее свое освещение в песнопениях богослужений Великой Среды и Четверга: «Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает». В данном случае церковная традиция опирается на евангелиста Иоанна Богослова, который называет Иуду, носившего при себе денежный ящик для добровольных пожертвований, вором (Ин. 12, 4-8). В первые три дня Страстной Седмицы совершается Литургия Преждеосвященных Даров. В Среду, по заамвонной молитве, в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя земными поклонами, после чего они отменяются вплоть до праздника Святой Троицы. Исключение составляет только Великая Пятница, когда положено совершать земные поклоны перед Плащаницей Спасителя. Также с этого дня и до Антипасхи прекращается чтение Псалтири.

Тайная Вечеря. Фреска. Афон. Нач. XIV в.
В Великий Четверг на богослужении вспоминается четыре важных события: Тайная Вечеря, на которой было установлено Таинство Причащения или Евхаристии, умовение Господом ног Своим ученикам (и Иуде также), Гефсиманская молитва и предательство Иуды. Иуда знал, где Христос собирается со Своими учениками и поэтому приводит вооруженных воинов и слуг первосвященников в Гефсиманский сад и предупреждает их: «Кого я поцелую, Тот и есть». В ответ на поцелуй Иуды, Господь говорит ему: «Иуда! Целованием ли предаешь Сына Человеческого?» (Лк. 22, 47-48). Воины хватают Христа, связывают и отводят к первосвященнику Каиафе. Наступает страшная ночь: отречение Петра, допрос у Каиафы, издевательство слуг, бесчисленные пустые лжесвидетельства и, наконец, крик первосвященника: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» и в глубокой напряженной тишине одно слово Христа: «Я», а затем приговор безумной горстки людей: «Повинен смерти» (Мф. 26, 63-64).
Утром пятницы старейшины отводят Христа к Пилату, наместнику римского императора в Иудее, без разрешения которого нельзя было казнить ни одного человека. Пилат был далек от всех религиозных споров и он был готов даже отпустить приведенного к нему Узника, в Котором не видел никакой вины, достойной осуждения на смерть. Его не интересовала Истина, для него истиной были золото, слава и благосклонность императора, поэтому, когда прозвучали обвинения политического характера, Пилат умывает руки…
Иуда, видимо, не ожидавший, что Христа осудят на смерть, раскаялся, что «предал кровь невинную» и бросил сребреники первосвященникам. Он осознал свой грех, испытал вину, но она не привела его к покаянию, как позже Петра. Иуда впал в отчаяние и покончил жизнь самоубийством, повесившись.

День Великой Пятницы посвящен воспоминанию осуждению Христа на смерть, Его крестных страданий и смерти. Накануне в четверг вечером совершается утреня с чтением 12-ти Страстных Евангелий, а в пятницу утром — Царские Часы, на которых читаются особые псалмы, отрывки из Ветхого и Нового Заветов. Литургии в этот день не бывает. В конце вечерни, которая служится днем, совершается вынос Плащаницы Спасителя из алтаря на середину храма для поклонения, тем самым символически знаменуя собой снятие тела Спасителя со креста и положения Его во гробе. «Тебе одеющагося светом, яко ризою, — слышим мы в одном из песнопений вечерни, — снем Иосиф с древа с Никодимом, и видев мертва нага непогребена, благосердный плач восприим, рыдая глаголаше: увы мне Сладчайший Иисусе, Егоже вмале солнце на кресте висима узревшее мраком облагашеся, и земля страхом колебашеся, и раздирашеся церковная завеса: но се ныне вижу Тя, мене ради волею подъемша смерть. Како погребу Тя, Боже мой, или какою плащаницею обвию; коима ли рукама прикоснуся нетленному Твоему Телу; или кия песни воспою Твоему исходу Щедре; величаю страсти твоя, песнословлю и погребение Твое со воскресением, зовый: Господи, слава Тебе».
Вечером в Пятницу совершается утреня с погребением Спасителя, на которой читаются стихи 17 кафизмы попеременно с похвалами. После великого славословия Плащаница при пении погребального «Святый Боже…» обносится вокруг храма.
Затем наступает «преблагословенная» Суббота, в которую вспоминаются события, хорошо выраженные в одной из молитв: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом…»

В этот день утром (во многих храмах ночью с пятницы на субботу) совершается Литургия святого Василия Великого, начинающаяся вечерней, на которой читаются паремии, т.е. отрывки из Ветхого Завета, содержащие пророчества о смерти и воскресении Христа. Перед чтением Евангелия священнослужители переоблачаются в светлые одежды, символизирующие наступающую радость Пасхи.
На Литургии вместо Херувимской песни поется тропарь: «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих, приходит заклатися и датися в снедь верным».
Литургией Великой Субботы заканчивается богослужение Страстной Седмицы и христиане уже живут ожиданием праздника Пасхи. Весь день в храмах совершается освящение куличей и пасхальных яиц, как символов воскресения и вечной жизни, дарованной крестной смертью и воскресением Господа нашего Иисуса Христа.
Приближается светлая ночь Христова Воскресения…