Храм вмч. Георгия Победоносца
в Мытищах
на территории воинской части

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Сергиево-Посадская епархия
Мытищинское благочиние

Протестантизм

Протестантизм
Автор текста:
Священник Сергий Себелев

Мы с вами в прошлой беседе остановились на том, что к 15 веку в Католичестве уже сформировалось твердое представление о юридических отношениях между Богом и человеком. В свою очередь это представление послужило основой для появления таких понятий, как индульгенция, сокровищница заслуг, сверхдолжные заслуги, чистилище и т.д., что направило католическое христианство в другое русло, не совпадающее с православием. Однако, не все люди принимали происходящее как должное, многие видели необходимость реформ в Церкви.  В первой половине 15 века были созваны два Собора, имеющие своей задачей очистить вероучение от человеческих выдумок. На них были приняты нужные и правильные постановления, которые, к сожалению, так и не воплотились в жизнь. И не много больше, чем через полвека на историческую сцену выходит человек по имени Мартин Лютер.

Лютер происходил из состоятельной семьи рудокопа, проживавшей в Саксонском городе Эйслебене. После окончания Эрфуртского университета, он не стал подыматься по лестнице юридической карьеры, как этого хотели его родители, но принял монашество в монастыре августинского ордена в Эрфурте. Через некоторое время он становится священником, а затем профессором Виттенбергского университета и удостаивается звания доктора богословия. В это время в Виттенберг прибывает для продажи индульгенции доминиканский монах Тецель. Слова, которыми он привлекал покупателей, наверно, известны всем: «Как только в ящике зазвенит монета, душа выпрыгнет из огня». Т.е. он продавал индульгенцию не только для живых, но и для мертвых. Тогда Лютер пишет свои известные 95 тезисов, в которых выступает против практики продажи индульгенций, и вешает их на двери Виттенбергского храма. Папа под угрозой отлучения от Церкви требует от него отречения от своих взглядов, но Мартин публично сжигает буллу папы. Так происходит окончательный разрыв Лютера с Католической Церковью. Новое течение христианства получает название протестантского, потому что оно рождается как протест католичеству. Однако, порвав с католичеством, Лютер не обращается к Церкви, пребывающей в истине, но строит свою церковь. Впоследствии в ней складывается свое специфическое учение, которое по сути можно назвать противоположной крайностью в ответ на крайности католичества. К этому учению относятся: отрицание Священного Предания, своеобразное учение о Церкви, отрицание церковной иерархии, учение о спасении только верой, отрицание почитания святых и т.д.

Видя много человеческого в католическом учении, Мартин решает отвергнуть все Священное Предание и оставляет только Священное Писание, на нем он основывает свое учение и за авторитет признает только то, что написано в нем, думая, что этим он возвращает христианство к тому состоянию, которое оно имело во времена Апостолов.

— Разве это плохо, что он за авторитет принимает только Священное Предание?

Конечно, для христианина Евангелие – это высший авторитет, в этом нет ничего плохого, плохо то, что он стал отрицать Предание.

— А что такое Священное Предание?

Священное Предание – это плод действия Святого Духа через праведных людей, сформировавшееся на Вселенских Соборах, в Богослужебных текстах, творениях святых отцов. Это то знание о вере и жизни по вере, которое нам передается через поколение в поколение с первых веков христианства. Лютер отверг все это, оставив только Священное Писание. Он недопонимал что есть Предание, а поэтому не понимал его значения. А значение Предания очень важно, ведь и само Писание – это часть Предания. Христос не написал ни одно Евангелие. Первоначально оно распространялось изустно, т.е. оно было Преданием, а потом его записали. Поэтому, чтобы понять Писание, нужно владеть контекстом, т.е. Преданием.

Итак, Лютер стал отвергать все, чего нет в Священных книгах. Но при этом он не заметил, что в Писании ничего не говорится и о том, что нужно читать Евангелие, не указаны канонические книги Священного Писания, их число. Об этом говорит Предание. Получается, что он отверг Предание выборочно, оставляя то, что ему нравилось. К тому же, отвергнув Предание, Лютер остался без твердой почвы в основах веры. А когда пришла пора дать ответ о том, как он верит, появились так называемые символические книги, заменившие собой постановления Соборов и писания святых Отцов. Т.о. то, что органически рождалось в Церкви под действием Святого Духа, вытеснили трактаты, создаваемые в конторах.

Назвав Римско-Католическую Церковь заблуждающейся, а Церковь, основанную им – истинной, он должен был дать ответ: где же была истинная Церковь на протяжении стольких веков, ведь Сам Христос сказал, что и врата ада не одолеют ее? В итоге появляется учение о невидимой Церкви Христовой.

— Что значит «невидимая Церковь»?

Это значит, что до Лютера Церковь существовала, но без видимых организационных форм, в нее входили все истинно верующие люди, ведомые одному Богу. Тут сам собой возникает вопрос: какую Церковь основал Христос -видимую или невидимую? Каких апостолов Он дал для распространения веры – ведомых одному Богу или всем верующим? Да, Дух в Церкви действует незримо, но невидимая сторона жизни в ней неразрывно связана с видимой.

Отвергнув истинность видимой Церкви, он логически отверг благодатность священства, лишив себя через это Таинств, совершаемых в Церкви, таких как Евхаристия, Исповедь, Миропомазание, без которых духовная жизнь невозможна.

Теперь коснемся учения о спасении. Когда Мартин Лютер опровергал практику продажи индульгенций, его возмущал не юридизм в отношениях между Богом и человеком, а непоследовательность учения. Он не понимал, почему Жертвы Христовой не достаточно, чтобы удовлетворить за все грехи человечества. Поэтому он стал утверждать, что христианину достаточно верить и, при соблюдении известных условий, он может быть уверен в своем спасении.

— А как же быть с тем, что уверовавший человек продолжает грешить? Получается, что Бог не видит этих грехов?

Да, протестанты, придав греху чисто юридическую окраску, стали утверждать, что Бог не хочет видеть грех тех, кто в Него уверовал, и не замечает его. Сущность самого оправдания в учении Лютера свелось к «объявлению» грешника праведным. Получается, что грех негативно действует не на человека, а на Бога. Человек, каким был до греха, таким и остался после, а вот Бог после человеческого греха приходит в неописуемую ярость. Когда же человек уверует в распятого за него Христа, то становится хорошим в очах Божиих и поэтому Господь успокаивается. Для православного вероучения это страшное заблуждение. Грех – это не нарушение, которое нужно прощать, а болезнь, которую нужно лечить. Поэтому, если Господь не замечает греха, то Ему безразлично, что человек медленно, но верно себя духовно убивает. Бог предостерегает нас от греха не потому, что Ему будет от этого плохо, а потому, что Он заботится о нашей участи в вечности.

Опровергая католическое учение, Лютер продолжал мыслить в тех же категориях. Поэтому протестантизм – это католичество наоборот. В учении о спасении он не пошел по пути избежания наказания через исправление нравственной жизни, а по пути ухода от наказания. А отвергнув Священное Предание, он лишил народ правильного понимания Священного Писания, предоставив, таким образом, толковать Евангелие по своему разумению и с помощью этого построил основание бесконечному дроблению Протестантской Церкви на новые течения.

Слушать аудиопередачу «Протестантизм»