Храм вмч. Георгия Победоносца
в Мытищах
на территории воинской части

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Сергиево-Посадская епархия
Мытищинское благочиние

Блуд

Блуд
Автор текста:
Священник Сергий Себелев

Сегодня нам предстоит поговорить о том, что  многие считают любовью, считают чистым и святым чувством, естественным и непредосудительным, но, что по сути является серьезной страстью, приводящей ко многим тяжким грехам, страстью, которая калечит не только дух, но и, вообще, человеческое счастье. Мы с вами поговорим о блудной страсти.

 «Я ее увидел и сразу влюбился!» — говорит молодой человек своему приятелю. К своему слову он мог бы еще прибавить: «страсть как влюбился!». Любовь подвигает на невероятные подвиги, рождает в душе творческие силы… Но, все ли, что мы называем любовью, является ей на самом деле?

В повести Николая Васильевича Гоголя «Старосветские помещики» параллельно рассказывается о двух влюбленных парах. Одна пара – те самые старосветские помещики. Это пожилая пара любящих друг друга людей. У них не было детей, поэтому все их внимание было обращено друг на друга. Каждый вечер был похож на предыдущий. В общем, все было тихо, мирно. Любой современный парень или девушка, читая эти строки, не обнаружили бы там и признаков любви.

Повествуется и о другой паре горячо любящих друг друга молодых людей. Гоголь так описывает эту любовь: «Я знал одного человека в цвете  юных еще сил, исполненного  истинного  благородства  и  достоинств,  я  знал  его влюбленным нежно, страстно, бешено, дерзко, скромно, и  при  мне,  при  моих глазах почти, предмет его страсти — нежная, прекрасная, как  ангел,  -  была поражена ненасытною смертью». Умирает и старушка.

Что происходило с молодым человеком после смерти возлюбленной, можно назвать только адом. Он несколько раз пытался себя убить, но всегда его чудом спасали. Но прошел год, и мы видим его за карточной игрой в увеселительном заведении в компании с молоденькой женой.

А что же старичок? Прошло пять лет, но он так  и не мог забыть о своей любимой жене. Любовь, которую школьник не увидел бы даже под микроскопом, не просто была, но была настолько сильна, что даже время не могло ее заглушить.

Человечество разделено на два пола. И Богом заложено притяжение этих полов друг к другу. Это великая сила, направленная на продолжение рода человеческого. Но это еще не есть любовь. Вот попробуйте задать себе вопрос, когда вас осенит такая же мысль, как у вышеприведенного юноши: «Я люблю ее, потому что готов всего себя отдать за нее? Или я люблю ее, потому что хочу обладать ею, чтобы она была моей?» И в 99,99% ответ должен быть вторым. Даже у скромных юношей и девушек. Потому что в первые моменты рождается не любовь, а влюбленность. Любовь присутствует и вначале, но настолько ее еще мало, настолько она еще находится в тени пылкого желания обладать, что ее и не видно. Любовь же должна взращиваться. И первые ее листочки появляются после того, как страстная влюбленность начинает угасать. Вот скажите, отчего сегодня распадается множество семей? Оттого ли, что любовь в наши дни меньше, чем раньше? Нет. А оттого, что под именем одного чувства стало выступать другое чувство. Женятся люди, проходит год или два, страсть выпускается. Привыкают друг к другу. И начинают видеть рядом с собой других интересных людей, могущих подарить наслаждение. Ведь вся любовь сейчас сводится к постели. Но это не любовь – это блудная страсть.

— Христианство всех без исключения, и монахов, и женатых, призывает к целомудрию. Что это такое?

Хороший вопрос. Многие путают девственность с целомудрием. Просмотрев многие светские сайты на тему «целомудрие», в этом я очень хорошо убедился. На самом деле, если девственность исключает плотскую близость, то целомудрие не исключает. Целомудрие – это целостная мудрость. Это состояние, когда человек целостен. Т.е. когда его телесная сфера подчинена душевной, а душевная – духовной.

— Объясните подробнее, пожалуйста.

Телу нужно есть, пить, спать, размножаться. Это естественно и не греховно. Но, если человек видит смысл жизни в удовлетворении только этих потребностей, то его целостность нарушается. Следующая сфера – душевная. Это сфера душевных переживаний, сфера чувств. Любовь душевной сферы уже поднимается выше просто плотского удовлетворения и облекается в оболочку любовных стихов, песен, открыток. Но и в этом положении целостная мудрость еще не видна. Высшая сфера – духовная, когда имеется прямая связь с Богом. Она не исключает первые две сферы, но подчиняет их себе, а с собой – Богу. Целомудренная любовь – это не любовь брата к сестре. Целомудренная любовь – это любовь, не исключающая интимность. Эта любовь боится греха, она думает о последствиях. Целомудренная любовь помнит, что между любящими всегда присутствует Христос. И от этого ей не дискомфортно, она сама приглашает Христа, чтобы Он увеличил эту любовь. Это любовь, знающая меру и цену всему. Ведь и в браке, когда плотские отношения законны перед Богом, может быть блуд, если нет меры. И, если говорить о браке, то целомудрие в браке – это умение вовремя остановиться. Как говорил святитель Василий Великий: «Целомудрие в старости — не целомудрие, но немощь бессилия».

При этом, конечно, Церковь настойчиво говорит о том, что не может быть близости до брака, а для женатого мужчины и замужней женщины – близости на стороне.

— Являются ли невенчанные браки жизнью в грехе?

Тут нужно понять, что значит «невенчанный брак»? Сейчас понятие «гражданский брак» обозначает то, что раньше называлось сожительством, т.е. жизнь без гражданской регистрации брака. К такому «браку» Церковь относится категорически отрицательно. Потому что брак бывает там, где есть брак. А брак подразумевает заботу о второй половинке, рождение и воспитание детей и т.д. А здесь что? Удобство: не нужно по вечерам ходить к любовнице, поселюсь, пожалуй, я к ней, или она ко мне». Вот что это. Сегодня он с ней в «гражданском браке», а завтра с другой. И звучит, кажется, нормально. Общество наше умеет назвать грязь шоколадом, но от этого грязь не становится шоколаднее.

А что касается зарегистрированного гражданского брака, то в нем Церковь не видит ничего греховного, пусть он и не венчан. Чтобы не быть голословным, приведу выдержку из официального документа, Основ социальной концепции Русской Православной Церкви: «Священный Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 1998 года с сожалением отметил, что «некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме… Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в “невенчанном” браке, отождествляя таковой брак с блудом». В принятом Синодом определении указано: «Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку»».

Конечно, если человек, считает себя христианином, то он должен и жить по-христиански: прием пищи начинать с молитвы, а брачную жизнь с церковного благословения. Поэтому воцерковленным парам рекомендуется воздерживаться от супружеской близости до Таинства Венчания, пусть они и зарегистрировали брак в Загсе.

Итак, чистая, святая любовь зачастую  заменяется в нашем сознании блудной страстью. Это серьезная болезнь человечества после грехопадения. Блудная страсть приносит вред не только духовному здоровью, но и физическому. Ведь сколько серьезных болезней связано с ней. А, кроме того, она разрушает браки, мешая росту и увеличению настоящей любви, лишая таким образом человека семейного счастья и взаимной любви.

«Расскажи, что такое любовь?
Поясни мне значение слова.
О любви очень много стихов,
Почему пишут снова и снова?»

« Потому, что любовь – та страна,
Где у власти не разум, а чувства,
Там всегда за окошком весна,
А любовь в той стране – искусство».

« Почему же тогда, скажи,
Говорят: «От любви – страданья».
Что любовь только портит жизнь,
Притупляет твое вниманье».

«Потому, что любовь – огонь.
Или жжет, или сердце греет.
Причинить она может боль,
Но и лед растопить сумеет».

«А не проще бы ровно жить,
Без любви проживешь достойно.
Без любви можно есть и пить,
Без нее на душе спокойней».

«Рождены мы не просто жить,
Пусть не станешь любви поэтом,
Рождены мы людей и Бога любить,
Смысл жизни, мой друг, лишь в этом».

Юрий Шмидт. Диалог о любви

Слушать аудиопередачу „Блуд“