Храм вмч. Георгия Победоносца
в Мытищах
на территории воинской части

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Сергиево-Посадская епархия
Мытищинское благочиние

Сребролюбие

Сребролюбие
Автор текста:
Священник Сергий Себелев

Сребролюбие, согласно Толковому словарю Ушакова, – жадность к деньгам, корыстность. И, хотя за серебро мы уже давно ничего не покупаем и не продаем, страсть к деньгам сохранила свое архаическое имя. На первый взгляд любовь к богатству кажется безобидной по сравнению, например, с гневом или блудной страстью, однако и эта духовная болезнь очень опасная. Преподобный Иоанн Лествичник называет ее «тмоглавым бесом сребролюбия». Тьма в переводе на современный русский язык — это десять тысяч. Т.е. эта страсть выражается очень многообразно. Сюда можно отнести сребролюбие, любостяжание, мшелоимство, лихоимство, скверноприбытчество, элементарная жадность, скупость, корыстолюбие… Список синонимов и смысловых оттенков можно продолжать, но во всех этих неприятных проявлениях человеческой греховности есть один общий мотив—желание и любовь обладать многим: много иметь, много приобретать; любовь к самому процессу приобретения и обладания. Если присмотреться поближе, то можно увидеть, что сребролюбие есть не что иное, как идолопоклонство. Человек на место Бога ставит деньги. Надежду на грядущий, а тем более на «черный» день, человек возлагает не на Творца, а на пачечки «зеленых», которые хранятся под матрасом.

Современной разновидностью этой страсти является приобретение знаний, информации, фотографирование каждого мгновения жизни, приобретение книг, как в печатном виде, так и в электронном, накопление друзей в блогах, увеличение комментариев на форумах и т.д.

Как отмечает святитель Василий Великий, «нередко само благоденствие жизни служит для многих вместо испытания». И надо сказать, что сегодня испытание комфортной жизнью оказалось более страшным, чем испытание бедностью и болезнями в прошлом. Современное «благоденствие» как никогда раньше способствует тому, чтобы сребролюбие развивалось и проявлялось в самых разнообразных и «экзотических» форма. Их настолько много, что мы порой не замечаем, что стали закоренелыми любостяжателями.

— Вы назвали грехи любостяжания, мшелоимства и другие, непонятные для современного слушателя грехи. Не могли бы вы коротко рассказать об их значении?

О каждой из них можно сделать отдельную беседу, поэтому я, как вы попросили, расскажу о них вкратце.

Любостяжание – это любовь приобретать деньги.

Мшелоимство – от слова «мшель», которое на русский язык переводится словом «вещь». Это страсть не столько приобретать, сколько собирать разные вещи. Зачастую благодаря именно этой страсти все наши каморки, сундуки, шкафы наполнены различными тряпочками, скляночками, которые гниют и распадаются, мешают нам жить, но расстаться с ними у нас так и не хватает сил.

Лихоимство или мздоимство – это взятничесво.

Скверноприбытчество  (т.е. скверное приобретение) – это когда ради обогащения используется служебное положение, авторитет и т.д.

— Вы еще сказали про «черный» день. Что неужели греховно откладывать деньги на неожиданные расходы?

Нет, откладывать деньги – не грех. Наоборот, родители должны заботиться о будущем своих детей. А, если они не заботятся, то грешат перед Богом. Грех не в том, что человек откладывает деньги на будущее, а в том, что он полностью надеется не эти деньги. Тут нужно чувствовать «золотую середину». С одной стороны не уклониться в беспечность, а с другой -  в забвение Бога.

— Любому человеку естественно приобретение земных благ. Как понять, что закончилось естественное приобретение и началось сребролюбие?

Во-первых, сребролюбие не всегда там, где большие деньги. Можно быть богатым, но не сребролюбивым. А можно быть бедным и сребролюбивым, задушить любого за копейку или блестящую штучку.  Поэтому не всякий богатый человек – сребролюбец.

Сребролюбие  — это неумеренное стяжание богатств. И тут очень важно определиться с состоянием меры. По сути, человеку хватит для жизни каморки полтора на полтора, главное, чтобы было тепло; куска хлеба с молоком и одной-двух одежд. К этому можно постепенно прийти, если оставлять все необходимое, а неумеренное отсекать. Но это крайность. Святой царь Давид жил во дворце, носил богатые одежды, святой праотец Авраам тоже был богат, имел большие стада, многие русские князья, оставаясь богатыми, не страдали из-за потери богатств.

Мне очень трудно ответить полностью на ваш вопрос, потому что он очень тонкий и имеет индивидуальный подход. Я бы сказал так: можно приобретать все необходимое для нормальной комфортной жизни. Но, если для приобретения того, что мы запланировали потребуется превышение своих полномочий, требование взяток, если в этом присутствует соперничество, то это уже страсть. Если потеря нажитого может довести до самоубийства или потери смысла жизни, то это тоже страсть. Если мы приобретаем все суперсовременное и суперновое, даже если есть вещь в хорошем состоянии, это тоже страсть. Святые, если у них появлялась какая-то вещь, потеря которой могла их очень огорчить, то от такой вещи они быстренько избавлялись. Но остальные вещи они бережно хранили и почитали греховным, если кто-то из-за неаккуратного обращения быстро изнашивал ту или иную вещь. Вот в таком отношении к вещам и богатству я вижу и для нас пример. Т.е. с тем, что имеешь, обращайся бережно, а что начинает тебя пленять, постарайся избавиться или изменить отношение. А главное – относиться ко всему, что имеешь, как к дару Божиему, который он дал на время попользоваться. Поэтому нужно быть всегда готовым поделиться своим богатством, которое, по сути, – дар Божий, и быть готовым отдать Богу то, что он дал на время, т.е. потерять богатства.

— Христианам всегда запрещалось отдавать деньги в рост. А как быть с современной банковской системой? Можно ли христианам работать в банке и пользоваться его услугами?

 Да, святые запрещали отдавать деньги в рост, т.е. под проценты. Но это было не то же, что мы видим сейчас на примере банка. Во-первых, процент в давние времена был несравненно больше современного. В большинстве случаев он приводил к тому, что взявший деньги становился рабом заимодавца. Во-вторых, причина взять деньги взаймы тогда и сейчас  тоже разные. Раньше брали деньги исключительно для того, чтобы выжить, чтобы решить жизненно важные проблемы.  Сейчас в основном берут деньги для того, чтобы пустить их в «работу», в бизнес. И эти деньги в итоге приносят еще большие деньги, так что процент оказывается не настолько высоким. В-третьих, работа в банке требует специальной подготовки, профессионализма. Это действительно работа, а не просто нажива на чужих бедах. А, в-четвертых, процент необходим для того, чтобы погасить инфляцию, которой не знали древние времена. Поэтому работа в банке и пользование его услугами определенно назвать греховными нельзя. Грех начинается в личном неправильном использовании банковских услуг.

Итак, сребролюбие – это неумеренная страсть к богатству. Она ставит на место Творца деньги. Но, кроме того, ради обогащения, она часто подталкивает человека к другим грехам, таким как ложь, зависть, ненависть, зложелательство, гордость, и даже – убийство.

Слушать аудиопередачу «Сребролюбие»