История десяти заповедей
Сегодня мы с вами начинаем новый цикл бесед. Он будет включать в себя несколько блоков:
1-ый блок – разговор о десяти Заповедях Божиих,
2-ой блок – о Символе веры,
3-ий блок – о молитве «Отче наш»,
4-ый блок – о Заповедях блаженств.
И начнем мы с десяти заповедей. Вообще, если спросить у любого прохожего, знает ли он Заповеди Божии, все ответят, что знают. А вот, если попросить перечислить хотя бы пять из десяти заповедей, то большинство, вспомнив две-три, остановятся и разведут руками. Да, кажется, что в вере христианской все предельно просто и прозрачно. Многие считают, что имеют базу основных знаний о Православии, но, к сожалению, это мираж. Невозможно жить по заповедям, если не знать их.
— Позвольте с вами не согласиться. Пусть кто-то не знает, что Бог запрещает шестой заповедью убийство, но это же не значит, что он будет убивать направо и налево.
Вы правы, не будет, потому что эти же заповеди записаны в сердце каждого человека. Но это только верхушка айсберга. Ведь весь закон не ограничивается запретами убийства, прелюбодейства и кражи (кстати, эти-то заповеди все и знают).
Когда я говорил, что невозможно, не зная заповедей, выполнять их, имел в виду, не просто содержание заповедей, а их значение. Например, возьмем ту же Заповедь об убийстве. Как ее сочетать с участием христиан в войне? Или заповедь о хранении дня субботнего. Что считать работой, а что не считать? Что можно делать в этот день, а что нельзя? Фарисеи, мы знаем, много по этому поводу придумали. Любое пособие кажется понятным, пока не начнешь применять его на практике. А как дойдет дело до практики, так начинают возникать вопросы. Возьмите хотя бы обучение вождению на автомобиле. Показали где рычаг, где педаль, объяснили на какой свет можно ехать, а на какой нельзя. Все понятно? Да, все понятно. А сядешь – и ничего не понятно.
И одно дело, когда человек не делает того, что ему не велит сердце, а другое дело, когда он что-то осознанно не делает. И мы, когда будем говорить о заповеди «Не убий», увидим, что она не такая уж и плоская. Ведь убить можно и словом. Убить можно так, что человек будет жить, но это уже будет не жизнь и т. д.
Поэтому, чтобы выполнять заповедь Божию, нужно понимать, что Господь ею требует.
— Десять Заповедей называются еще заповедями Моисеевыми. Почему?
Потому что эти Заповеди были даны народу Израильскому через пророка Моисея. В 19 главе книги Исход повествуется о том, как Моисей, повелев народу, расположенному станом у подножия горы Синай, совершить обряды освящения, а после чего взошел на вершину горы. Явление Бога Моисею сопровождалось громом, молниями, густым туманом, трубным звуком и землетрясением. В дальнейшем Моисей неоднократно восходил на Синай для собеседования с Богом, и когда он приходил обратно, лицо его так сияло духовным светом, что евреи, боясь на него взглянуть, просили его покрыть голову покрывалом. А в самый первый раз Господь вручает Моисею скрижали завета, содержащие десять религиозных заповедей.
— В настоящее время известно и научно доказано, что подобные заповеди содержались и у других народов, живших задолго до законодательства. В чем исключительность заповедей Моисеевых, если их уже давно знало человечество?
Конечно же, нельзя говорить, что человечество не знало до Моисея о том, что прелюбодействовать и лгать не хорошо. Это знание сохранялось в сердце каждого человека от Адама. Но есть у заповедей, полученных на синайской горе, несколько отличительных особенностей.
Во-первых, нужно сказать, что на горе Синай заключается завет Бога с народом израильским. При выполнении определенных требований со стороны Творца, народ становился народом Божиим. Поэтому, чтобы выполнять эти требования, нужно, по крайней мере, их знать. Во-вторых, эти заповеди носят отрицательный характер. Иными словами, они говорят о том, что не нужно делать, кроме двух заповедей: о почитании дня субботнего и о почитании отца и матери. И круг запретов четко обрамляется. Например, тут ничего не говорится о том, что нельзя, например, убивать корову. Еврейский народ, встречаясь с разными народами, встречался и с разными запретами. Теперь он получил знание о том, что не угодно истинному Богу. А, в-третьих, все эти десять заповедей обуславливаются авторитетом первой заповеди «Я есть Господь Бог твой». Истинное понимание всех заповедей вытекает из нее: «Не убей, ибо, ты отнимаешь жизнь, которую Бог дал, и только Он может ее забрать» и т.д.
— Давайте напомним нашим слушателям все десять заповедей закона Моисеева.
Давайте.
- Я — Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня.
- Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся и не служи им.
- Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.
- Помни день покоя, чтобы проводить его свято; шесть дней трудись и совершай в них все твои дела, а день седьмой — день покоя — да будет посвящен Господу Богу твоему.
Первые четыре заповеди выстраивают отношение человека к Богу. Остальные шесть касаются отношений между людьми:
- Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле.
- Не убей.
- Не прелюбодействуй.
- Не кради.
- Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
- Не пожелай жену ближнего твоего и не пожелай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его… ни всего того, что принадлежит ближнему твоему.
Любопытно, что последняя заповедь запрещает не дело, а худое пожелание. Эта заповедь показывает, что мысленные грехи вовсе не маловажны.
Эти, казалось бы, понятные, но на самом деле очень глубокие заповеди, нам предстоит ближе рассмотреть в следующих беседах.
Дитя Мое, Я возлюбил тебя
Любовью вечною до твоего рожденья.
В мечтах Своих увидел Я тебя
Давным-давно, еще до сотворенья.
Во чреве матери тебя Я создавал.
Неповторимо, дивно ты устроен.
Все лучшее ты от Меня вобрал,
И образу ты Моему подобен.
В Книге Своей все дни Я записал,
Что для тебя с любовью предназначил,
Все волосы твои пересчитал,
Пределы бытия тебе назначил.
Я рядом, хоть не видишь ты Меня,
Я говорю, пусть не всегда ты слышишь.
Дела и мысли знаю твои Я,
Ты Мной живешь и движешься и дышишь.
Хочу тебе Я делать лишь добро
И показать великое желаю,
Храню тебя, чтоб не коснулось зло,
И от беды тебя оберегаю!
Слушать аудиопередачу «История десяти заповедей»